Home / Горы и пещеры / Мертвая дорога Салехард-Игарка

Мертвая дорога Салехард-Игарка

mertvaya-doroga-salihard-igarkaЖуткое словосочетание «Мертвая дорога» появилось не так давно, когда история этих мест стала приобретать известность. Стройка магистрали Салехард-Игарка не имела имени. Известна она была лишь номерами управлений строительства (501 и 503). Однако имя «Мертвая дорога» особенно верно отражает участь магистрали и большинства ее создателей.

По окончанию Великой Отечественной войны И.В. Сталин задумался о слабости Северного морского пути. Мурманск и Архангельск, расположенные недалеко от западных границ СССР, могли быть с легкостью захвачены врагом при очередной войне.

mertvaya-doroga-salihard-igarka 1

Появилась мысль организовать порт в Обской губе и присоединить его к железной дороге Котлас-Воркута. Строить новую линию начали вместе с поиском места расположения нового порта. Вскоре стало ясно, что Обская губа – неудачное место для такого строительства. Работы свернули и приступили к прокладыванию железной дороги к нижнему течению Енисея. Основание порта планировалось в Игарке. Затем линию хотели продолжить до Норильска. Появились два строительных управления с номерами 501 (имеющее базу в Салехарде) и 503 (имеющее базу в Игарке).

mertvaya-doroga-salihard-igarka 6

Этот проект можно назвать одним из особенно утопических замыслов И.В. Сталина. Длина дороги по плану – 1290 км. Ее строительство проходило на 200 километров к югу от Полярного круга. Усложняли стройку и особенности климата, и географические нюансы. Пересечение различных водоемов осуществлялось путем мостов из дерева или бетона. Зимой рельсы укладывали прямо на укрепленный лед.

mertvaya-doroga-salihard-igarka 4

Строилась дорога в основном силами заключенных ГУЛАГа. Вдоль трассы располагались лагеря, сохранившиеся до сих пор. Побег был практически невозможен, была установлена охрана. Стройка шла в полной секретности. Работы с землей велись вручную, грунт перевозили автомобильным транспортом, отсыпку насыпи осуществляли с помощью ручных тачек.
Во время данной стройки реализовалась страшная фраза – «человек под каждой шпалой». Человеческие скелеты были найдены в последствии недалеко от путей в большом количестве. Люди гибли от холода, истощения и изматывающего труда.

mertvaya-doroga-salihard-igarka 5
После открытия участка Салехард-Надым стало понятно, что дорога бесполезна, и перевозить по ней просто нечего. Строительство поддерживалось только приказом И.В. Сталина.

mertvaya-doroga-salihard-igarka 3

После смерти правителя, несмотря на то, что было готово больше чем 700 км из планируемых 1290 км. пути, стройку остановили. Лагеря расформировали, управления закрыли. Заключенным дали амнистию и переправили их на Урал. Бараки и технику бросили. Грандиозная стройка, забравшая жизни более трехсот тысяч человек провалилась. В ближайшие годы после остановки проекта некоторое имущество вывезли, на отдельных участках вблизи Оби и Енисея убрали рельсы.

Видео “Мертвая дорога” Салехард-Игарка

По примерным подсчетам прекращение стройки на таком уровне принесло стране убытки большие, чем если бы дорогу достроили, Тем более, ее можно было продолжить до Норильского района с богатыми месторождениями полезных ископаемых.
Историки и сегодня спорят о поводах для начала данной стройки. Многие признают ее бессмысленной. Величие и грандиозность планов для Сталина было важнее их экономической целесообразности. Но даже финансовые потери – ничто по сравнению с гибелью тысяч людей, заплативших жизнью за так и не реализованный проект.

Ирина Орхидея и Анастасия Берсенева

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>