Хотите увидеть средневековый французский замок, не выезжая во Францию? Пожалуйста! В самом сердце России во Владимирской области стоит точная копия французских средневековых замков со всеми постройками, стилизованными под старину. Это печально известная усадьба Храповицкого. На самом деле это усадьба-призрак. От роскошного замка сохранилась лишь каменная коробка, внутри он совершенно пустой, завален мусором и разрисован граффити.
Легенда гласит, что мысль построить средневековый замок подкинул графу один француз, который очень гордился своим родовым имением. Храповицкий поспорил с ним, что построит у себя на родине не хуже. Таким образом, грандиозный замок явился результатом спора. Пригласив француза через несколько лет к себе в имение, граф продемонстрировал ему копию его родового гнезда и француз нехотя признал, что замок графа ничуть не хуже. На что граф, всплеснув руками, ему ответил: «Это не мой дом, помилуйте! Это всего лишь мой скотный двор, здесь я развожу свиней. Мой дом дальше.»
Храповицкие были удачливыми предпринимателями. Имение приносило баснословный доход за счет торговли лесом, кирпичом, рыбой и фруктами. Конечно, основной статьей дохода были лесопилки, но деньги хозяевам приносило буквально все, к чему бы они не прикасались. Поэтому строительство велось с размахом, имея практически неограниченный бюджет.
Торговля лесом была столь успешной, что Храповицкому пришлось выстроить собственную железнодорожную станцию и подвести туда железнодорожную ветку, чтобы вывозить проданный лес. На станции были построены домик для смотрителя станции, почта, телеграф, магазин, школа для детей, баня.
Замок Храповицкого — относительный новострой. Он был построен в начале 20 века. Строил его известный в те времена архитектор П.С. Бойцов. Он и поставил среди русских лесов и полей средневековый замок в готическом стиле. Так же в едином стиле были построены скотный двор, маленький охотничий домик для гостей, летний театр, многочисленные хозяйственные постройки. На территории имения Бойцов поставил церковь в псевдорусском стиле. В последнюю очередь к замку пристраивается еще одно крыло, представляющее собой башню в готическом стиле, башня делает замок несимметричным и придает ему особую изюминку. Автор пристроя неизвестен.
В замке для хозяев и гостей были предусмотрены всевозможные благоустройства согласно последнему слову техники тех времен: сам замок и территория вокруг были электрифицированы, в дом провели водопровод и канализацию, имелся телефон и телеграф.
Внутренний интерьер замка отличался роскошью. Дорогие паркетные полы, потолки, украшенные деревянной резьбой и росписью, камины из мрамора в человеческий рост, стены украшались картинами известных художников, коврами и гобеленами. В специальных залах демонстрировались коллекции старинного оружия и рыцарских доспехов.
Храповицкий не забывал и про простой народ. Для слуг и арендаторов на территории имения выстроили каменные дома в европейском стиле, имение давало окружающим селам хорошую работу.
К замку прилегала обширная территория в 40 га. На ней были разбиты сады, парки, фонтаны, созданы искусственные водопады, поставлены оранжереи. Приглашались известные мастера по ландшафтному дизайну, в том числе и из за границы. В дендрарии росли экзотические деревья, в оранжереях вызревали тропические фрукты.
Окончательное обустройство имения завершилось в 1909 году. Но просуществовало оно не долго. Грянула Октябрьская революция и имение стало собственностью народа. Храповицкий пытался спасти любимое детище. Он оставил подробную опись всех материальных ценностей имения и передал ее вместе с имением советской власти. Супруги Храповицкие эмигрировали во Францию, где и умерли в нищете.
Видео замок Храповицкого
Часть ценностей из имения были вывезены, часть разграблены. Здание много лет использовалось под лесотехнический техникум. Это хоть как то способствовало сохранности построек имения. Но в 80-х годах техникум переехал в новые корпуса, постройки оказались брошенными и стали быстро разрушаться. Картину разрухи довершили два пожара. На сегодняшний день предпринимаются шаги по восстановлению усадьбы, но разрушения слишком обширны, а потери невосполнимы.
Ольга Перминова