Жуткое словосочетание «Мертвая дорога» появилось не так давно, когда история этих мест стала приобретать известность. Стройка магистрали Салехард-Игарка не имела имени. Известна она была лишь номерами управлений строительства (501 и 503). Однако имя «Мертвая дорога» особенно верно отражает участь магистрали и большинства ее создателей.
По окончанию Великой Отечественной войны И.В. Сталин задумался о слабости Северного морского пути. Мурманск и Архангельск, расположенные недалеко от западных границ СССР, могли быть с легкостью захвачены врагом при очередной войне.
Появилась мысль организовать порт в Обской губе и присоединить его к железной дороге Котлас-Воркута. Строить новую линию начали вместе с поиском места расположения нового порта. Вскоре стало ясно, что Обская губа – неудачное место для такого строительства. Работы свернули и приступили к прокладыванию железной дороги к нижнему течению Енисея. Основание порта планировалось в Игарке. Затем линию хотели продолжить до Норильска. Появились два строительных управления с номерами 501 (имеющее базу в Салехарде) и 503 (имеющее базу в Игарке).
Этот проект можно назвать одним из особенно утопических замыслов И.В. Сталина. Длина дороги по плану — 1290 км. Ее строительство проходило на 200 километров к югу от Полярного круга. Усложняли стройку и особенности климата, и географические нюансы. Пересечение различных водоемов осуществлялось путем мостов из дерева или бетона. Зимой рельсы укладывали прямо на укрепленный лед.
Строилась дорога в основном силами заключенных ГУЛАГа. Вдоль трассы располагались лагеря, сохранившиеся до сих пор. Побег был практически невозможен, была установлена охрана. Стройка шла в полной секретности. Работы с землей велись вручную, грунт перевозили автомобильным транспортом, отсыпку насыпи осуществляли с помощью ручных тачек.
Во время данной стройки реализовалась страшная фраза — «человек под каждой шпалой». Человеческие скелеты были найдены в последствии недалеко от путей в большом количестве. Люди гибли от холода, истощения и изматывающего труда.
После открытия участка Салехард-Надым стало понятно, что дорога бесполезна, и перевозить по ней просто нечего. Строительство поддерживалось только приказом И.В. Сталина.
После смерти правителя, несмотря на то, что было готово больше чем 700 км из планируемых 1290 км. пути, стройку остановили. Лагеря расформировали, управления закрыли. Заключенным дали амнистию и переправили их на Урал. Бараки и технику бросили. Грандиозная стройка, забравшая жизни более трехсот тысяч человек провалилась. В ближайшие годы после остановки проекта некоторое имущество вывезли, на отдельных участках вблизи Оби и Енисея убрали рельсы.
Видео «Мертвая дорога» Салехард-Игарка
По примерным подсчетам прекращение стройки на таком уровне принесло стране убытки большие, чем если бы дорогу достроили, Тем более, ее можно было продолжить до Норильского района с богатыми месторождениями полезных ископаемых.
Историки и сегодня спорят о поводах для начала данной стройки. Многие признают ее бессмысленной. Величие и грандиозность планов для Сталина было важнее их экономической целесообразности. Но даже финансовые потери – ничто по сравнению с гибелью тысяч людей, заплативших жизнью за так и не реализованный проект.
Ирина Орхидея и Анастасия Берсенева