Хотя столицей нашей необъятной Родины по-прежнему остается Москва, Новгород, град старинный и уважаемый, тоже внес значительный вклад в историю России, которая частично начиналась здесь. Поэтому справедливо, что памятник ”Тысячелетие России” поставлен именно здесь, в Великом Новгороде.
Впрочем, поставлен — это не совсем подходящее слово для того архитектурного комплекса, который красуется здесь. Служители царизма позаботились о том, чтобы памятник получился величественным, красивым и строгим, а также включал в себя по-максимуму самое ценное, что накопила Россия за тысячу лет своего официального существования (отчет ведется условно с тех времен, когда варяги были призваны на княжество Руси).
Работали над проектом Михаил Микеншин (ему же принадлежит авторство памятника Екатерине II в Санкт Петербурге), Иван Шредер (автор памятника Крузенштерну и Нахимову), Виктор Гартман (знаменитый художник и декоратор того времени). И вот в 1862 году памятник был открыт для восхищенной публики, так что его сейчас можно считать антикварной ценностью — памятнику исполнилось более 150 лет.
Не восхититься памятником ”Тысячелетие России” действительно сложно — удивительно красивая и пропорциональная конструкция выполнена в форме огромного ”колокола”, увенчанного гигантской державой, её общая высота (включая крест на державе) составляет 15,7 метров.
На державе установлены скульптуры ангела (церковь) и стоящей перед ним на коленях женщины (России). Эти две фигуры, надо сказать, с начала XX века являются предметом самых горячих дискуссий. Атеисты считают, что, дескать, время России подняться с колен и перестать преклоняться перед церковью, хотя практически всю тысячелетнюю историю, которая и ”архивирована” в памятнике, православная церковь была постоянным спутником всех граждан страны — от последнего оборванца до самого царя, так что незачем так уж возмущаться.
Тема единения государства и церкви продолжается в орнаменте крестов, опоясывающем державу. Ее окружают скульптурные композиции, которые повествуют о главных исторических этапах в жизни Руси: призвание варягов, крещение Руси, Куликовская битва (изгнание татар), основание самодержавного Царства Русского, начало династии Романовых и основание Российской империи.
”Колокол” памятника покоится на постаменте (фризе, являющем нижний ярус памятника), украшенном с четырех сторон барельефами, изображающими самых важных людей в истории России, каждый — в одной из групп:
* «Просветители», начиная от Кирилла и Мефодия;
* «Государственные люди» со всеми князьями и правителями России, а ещё туда попала — единственная женщина, не правившая государством, но всё-таки вошедшая в историю — Анастасия Захарьева-Юрьева, жена Ивана Грозного;
* ”Военные люди”;
* ”Писатели и художники” — под художниками подразумевались и другие люди искусства, так что на барельефе есть и актер Федор Волков, и композитор Глинка. Всего фриз украшен 109 фигурами. Все детали скульптуры выполнены из бронзы и гранита.
Кстати, памятник — со всей его роскошью — был построен частично на государственные, но частично и на народные средства, хотя люди давали немного и неохотно. Впрочем, сумму в 500 тысяч рублей по тем временам собрать было бы чрезвычайно сложно. Можно только представить, какой там был откат, но это не помешало создать по-настоящему монументальный проект.
А еще под памятником ”на счастье” был заложен клад — медали царя Александра II, золотые и серебряные монеты. К сожалению, сейчас они уже не покоятся в земле. Да и сам памятник едва-едва смог продолжить свое существование. В советское время он, само собой, не мог быть выставлен напоказ, но, то ли рука не поднялась, то ли слишком много труда это требовало, памятник не разрушили,а просто закрыли в фанерный ”ящик”.
А вот немцы, занявшие город во время Великой отечественной войны, наоборот, оценили его величие и фактически разодрали на части, некоторые из них были вывезены в Германию, а некоторые просто испортились или потерялись. Возможно, именно это заставило местные власти понять, что величие России не принадлежит только царям или даже только советской власти, а портить его негоже, и тогда была реализована инициатива по восстановлению памятника ”Тысячелетие России” в полном соответствии с оригиналом — со всеми крестами, царскими орденами и прочими свидетельствами прошлого. Второй его день рождения пришёлся на 2 ноября 1944 года, когда война ещё даже не закончилась…
Сейчас памятник признан наследием прошлого, и, хотя атеисты по-прежнему недовольны коленопреклоненной Россией, ”Тысячелетие России” является одним из поводов для гордости жителей Великого Новгорода, который благодаря этим скульптурам лишь закрепил за собой звание ”сердца России”.
Анастасия Савиных,
Ксения Вильчинская