Удивительно, как в русском фольклоре легко иной раз уживаются разбойники и святые, мрачные клады и чистые души. Вавилов дол — один из наиболее известных примеров такого добрососедства. Для Вавилова дола, расположенного в Саратовской области, все началось с одного небольшого оврага, где шайка разбойников во главе с атаманом Вавилой устраивала свои сходки, обсуждала планы и прятала сокровища.
Однако ничего «хорошее» долго не продолжается — однажды солдаты схватили разбойников с их главарём, всех перебили, а Вавилу ослепили каленым железом и оставили умирать. Долго мучился разбойник, но все-таки выжил, хотя вернуться в прежнему занятию он и не мог, и не хотел. Предоставленный самому себе слепец много думал о своей грешной жизни, и так противна она ему стала, что он в песчаной стене бывшего родным оврага вырыл келью, где и стал жить и замаливать свои грехи.
Пример Вавилы, бывшего разбойника, вдохновил других иноков тех мест (действие происходило возле села Горелый гай), так что они присоединялись к Вавиле, после чего стал постепенно разрастаться уникальный монастырь из множества выкопанных как вдоль стены оврага келий, уходящих вглубь земли, соединённых переходами и галереями. Неподалеку от оврага бил источник, из которого монахи брали воду, — и люди, узнававшие про него, приходили сюда, чтобы получить исцеление. Вскоре источник был облагорожен и появился колодец святого Николая Чудотворца.
С Вавиловым долом были связаны и слухи о конце света, которые всегда занимали умы людей. Монахи из появившейся здесь обители предупреждали, что здесь опустится ”храм нерукотворный”, который Вавила увидел духовным взором, потому и поселился подле него, и здесь можно будет спастись. Впрочем, несколько концов света мы уже пережили, и, слава богу, благополучно, а вот себя монахи Вавилового дола спасти не смогли. Когда в 1929 году начались суровые преследования всех служителей культа, настоящие коммунисты пришли, чтобы разрушить монастырь в овраге. Часть его обитателей погибла при взрыве, часть попросту расстреляли. Когда в Никольской церкви, построенной в 1914 году и призванной на какое-то время заменить храм нерукотворный, что должен был появиться перед Страшным Судом, немногие уцелевшие принялись горячо молиться о свержении советской власти, их схватили и предали публичному суду. Но вот что удивительно — даже сугубо материалистичный коммунистический суд упоминал в документах вещи, которые никак нельзя списать на происки продавцов опиума для народа…
Уничтожен ли Вавилов дол после взрывов и истребления монахов? Физически — безусловно. Хотя и сейчас в этих местах стоит колодец, оборудована купель при часовне, которую создали уже в самом конце эпохи застоя, то есть, все это начали восстанавливать, когда стало ”можно”. Впрочем, уже тогда люди, тайком посещавшие простенькую часовню с бумажными иконками, отмечали, что, несмотря на неподходящее для строительства место, — сырость, неудачный рельеф, — часовня стоит, и плесенью не покрывается, и ремонта не требует… Рядом с ней, в советское же время (что считалось предельно опасным и не уж никак не поощрялось властями), был поставлен простой железный крест в память обо всех, кто невинно погиб за свою веру в Вавиловом доле. Точнее, крест появился сначала, а часовню соорудили вокруг него.
Но главной причиной, по которой сюда стекаются паломники, да и просто любопытные, является вера в то, что Вавилова обитель не исчезла, хотя прошло почти сто лет. Подземный монастырь по-прежнему живёт — так утверждают местные жители и редкие свидетели чудес, которые случаются в этих местах и которые были упомянуты в документах по делу о преступлениях против советской власти, рассматриваемых в 1929 году советским судом. Под землей у Вавилова дола можно услышать негромкий, но чистый и ясный звон колоколов, сопровождаемый монашеским пением. Время от времени в овраге открываются щели, но пройти туда простому человеку нельзя (как и через изредка появляющуюся дверь).
Также в этих местах видели странные огни, которые приписываются лампадкам. В документах судебных архивов упоминается также запах ладана. Хотя тогда это ещё можно было объяснить тем, что некоторые выжившие монахи и их помощники из крестьян могли продолжать служить молебны в тех местах, но сейчас можно смело говорить о том, что в засыпанных кельях никто не живет — от них не осталось и следа. Говорят, что по ту сторону оврага остались монахи, которые обрели бессмертие, и к ним может пройти чистый душой человек, без намерений ”Посмотреть, что это там такое шумит”. Впрочем, это не останавливает как любопытствующих, так и тех, кто хочет причаститься к чудесной благодати.
Надо сказать, что молва о подземном монастыре постоянно передавалась из поколения в поколение, так что и в советское время находились те, кто совершал к оврагу экскурсии, при этом, если кто-то был застигнут ”на месте преступления”, мог тут же получить в среднем 10 лет лишения свободы. Причем для этой цели специально отправляли патрули — узнать, не пытается ли кто-то из упрямцев расчистить колодец или откопать кельи. Часть свидетельств того, что под землей действительно что-то происходит, идет как раз от солдат, принимавших участие в таких патрулях и заговоривших уже после 80-х годов…
Впрочем, есть у Вавилова дола и менее мистическая загадка — хотя и ничуть не менее странная. Уже в постсоветский период местность исследовалась учеными Самарского государственного института. Само собой, никаких следов монахов они не нашли, зато обнаружили в овраге длиннейшие галереи шахт, в которых добывали руду. В существовании шахт в принципе нет ничего удивительного, а во то, что они оказались очень старыми, проложенный задолго до того, как жители здешних мест поставили выплавку металла на более менее организованный поток — достаточно интересный момент. Были ли шахты первым свидетельством о том, что человек подчинил себе процессы поиска и выплавки металлов, или же здесь когда-то жили забытые и затерянные в глубинах истории племена, для которых этот процесс был в порядке вещей, — на этот вопрос тоже пока никто не дал внятного ответа.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская