Монастырь был воздвигнут в начале семнадцатого века. Точнее дату установить невозможно, так как древние рукописи, подтверждающие дату застройки, сгорели в пожаре. Из других источников известно, что монастырь был построен до пожара 1676 года. Монастырь имел внушительный вид и включал комплекс построек.
Задумывался монастырь как мужской со строгим уставом. Сюда входили изнурительное ночное бдение, постоянное чтение Евангелия и житий святых, ночное бдение переходило в утренние литургии. Службы параллельно шли в двух храмах — в церкви на кладбище и в больничной церкви. В монастыре служили специальный молебен Трубачевской Божьей Матери. Традицией было обязательное чтение поучения на службе. Следующей службой была вечерня, после которой читались каноны Спасителю, Марии и всем святым. В воскресные и праздничные дни количество молитв и служб увеличивалось, дополнительно читались акафисты. Увеличение служб происходило за счет трапез и ночного сна, иногда братия скудно ела одни раз в день вечером.
Монастырь славился своей библиотекой, в которой кроме ценных книг, хранились исторические царские указы и грамоты патриархов. К сожалению, все это было уничтожено огнем.
Деревянные церкви тоже сгорели в огне, но были восстановлены братией монастыря. В дальнейшем, одна церковь снова сгорела, а вторая была разобрана из-за своей ветхости. Первая каменная постройка датируется 1762 годом, это была колокольня, затем рядом с ней построили Свято-Никольскую церковь в 1793 году.
Каменный собор заложили в 1795 году на месте разобранной деревянной церкви. Собор был спроектирован в два этажа, с пятью главами, нижний собор имел два престола Божьей матери и Святителей, верхний же храм был посвящен Троице. Строительство на территории монастыря продолжалось, и в 1809 году воздвигли храм Иоанна Предтечи, а чуть позже построили новую церковь на кладбище в камне.
К сожалению, в годы советской власти монастырь перестал быть действующим. Древние постройки пустили под птицефабрику, церковь на кладбище кощунственно превратили в кормокухню. Кладбище разорили, разбили старинные надгробия. Церковную библиотеку и ценные богослужебные вещи частично принял местный музей, но большая часть была уничтожена. Совхоз забрал все уцелевшие постройки под свои нужды, монахи были арестованы, многие из них погибли за веру.
Советская власть приказала долго жить, наступили лихие 90-е и монастырь, как и многие другие культовые постройки, был возвращен церкви. Но монастырь возродился как женский, потому что в то время основную часть прихода церкви составляли именно женщины, мужчин практически не было, тем более мужчин, желающих стать монахами. Сестры во главе с настоятельницей прибыли из Рижского женского монастыря, к ним присоединились местные женщины.
Тяжелым и упорным трудом монастырь постепенно приобретал прежний облик. В нем проводились службы, освещались восстановленные притворы, увеличивалось число монахинь. Сегодня, благодаря самоотверженному труду верующих, монастырь полностью восстановлен и сияет красотой и благодатью. Как и встарь, проводятся ежедневные богослужения, звучит Псалтырь, читаются древние акафисты. Монахини не только молятся, но и служат Богу своими трудами. На монастырских землях возделывается картофель, зерновые культуры, разбит большой огород, который полностью обеспечивает монастырь овощами. Имеется сад с плодовыми деревьями, скотоферма и даже птичник. Так монахини проводят свои дни в тяжелых сельскохозяйственных трудах для усмирения плоти и молитвах. Есть и другие виды всевозможных послушаний: монахини пекут просфоры, шьют сами себе одежду, ухаживают за многочисленными цветниками, украшающими территорию монастыря. В свободное время сестры любят заниматься традиционным женским рукоделием под чтение житий святых. Они искусно вышивают бисером и золотой нитью, плетут опояски, делают четки, украшают пасхальные яйца. Отдельное послушание – клиросное пение, разучивание духовных песен.
Трубачевская икона и по сей день является святыней монастыря, пришедшей к нам из глубокой древности. Икона датируется 1765 годом. Автор иконы – простой священник, икона была названа по его фамилии. На иконе изображена дева Мария – Божья Матерь. Икону священнику заказала местная епархия для вознесения молитв Божьей Матери, чьего изображения тогда не было в монастыре. Икона чудом сохранилась до наших дней, пройдя через многочисленные пожары, разорение монастыря коммунистами. Со временем люди поняли, что икона обладает даром чудотворения, на протяжении двухсот лет она доказывала свою силу, спасая монастырь от напастей и оказывая прихожанам чудесную помощь. Ей приписывают защиту города от холеры в девятнадцатом веке.
В суровые тридцатые годы икона была сокрыта от посторонних глаз и пролежала в забвении под слоем пыли много лет, что спасло ее от уничтожения. Ее увезли в местный музей и использовали как подставку для музейных экспонатов. При переписи в 1976 году напротив нее написали слово «утеряна». Когда возродился монастырь, монахини усердно молились о возвращении иконы, и она была случайно найдена в запасниках музея, вся покрытая плесень. Икону отреставрировали и вернули монастырю.
Троице-Сканов женский монастырь на карте
Икона числится в реестре чудотворных икон России и к ней не иссякает поток паломников.
Анастасия Берсенева