В шестидесяти километрах от шумного московского мегаполиса на высокой возвышенности стоит Спасо-Влахернская обитель. Раньше возвышенность принадлежала дворянскому роду Головиных и звалась Деденевской пустошью. Пустошь принадлежала Головиным с 1677 года и видела много поколений этого знатного русского рода.
В 1852 году последние из Головиных мать Анна и ее наследник сын Гавриил приняли решение передать свое имение Московское Епархии под монашескую общину. В то время в имении был воздвигнут собор Спаса Нерукотворного. В самом соборе были сконцентрированы колоссальные ценности, накопленные поколениями князей. Здесь были иконы в дорогих окладах, бесценные фрагменты мощей святых в роскошных хранилищах, церковная утварь, украшенная бесценными камнями, среди которых были изумруды, редкий жемчуг и яхонты. Решением Синода в усадьбе было открыто общежитие для монахинь. Мать Анна стала попечительницей, но прожила не долго и умерла, приняв незадолго до смерти монашеские обеты. Ее похоронили под алтарем Спасского собора.
Пожертвования Головиных общине были очень щедрые. Кроме усадьбы Анна безвозмездно передала сто десятин пахотных угодий, без счета леса, мельницу и богатый дом в Москве. Ее сын Гавриил содержал общину до самой своей смерти в 1861 году, построил на территории имения часовню и передал во владении общины 8 десятин отборных хлебопашных земель.
После смерти Гавриила общежитие стало монастырем по просьбе его покровителя митрополита Филорета. Такое решение было принято благодаря находящемуся на территории имения храму и хранящимся в нем святыням. Таким образом, в год смерти Гавриила общежитие стало Спасо-Влахернским монастырем. Ему был присвоен третий разряд. Имя же монастырь получил в честь образа Влахернской Девы, которая была особо почитаема в роду Головиных.
В те времена хозяйством новоназванного монастыря железной рукой правила игуменья Серафима, под ее умелым управлением имение приносило стабильный доход, на вырученные деньги велось строительство. Благодаря этой женщине в имении был достроен храм, построены новые кельи для монахинь, имение обнесли каменной оградой. Работы выполнялись монахинями. Кроме строительных и повседневных работ сестры вышивали изящные вещи, искусно расписывали оклады икон. Во время работ было принято слушать душепользительное чтение про жития святых. Порядок и благолепие блюстимой ей обители отмечали многие духовные и светские чины. Прожив на земле долгую и благодатную жизнь, Серафима отошла к праотцам в возрасте девяноста лет и была похоронена в 1897 на кладбище близ любимого ею монастыря.
Следующей игуменьей стала Леонида. Она сохранила и многократно приумножила богатства монастыря. Именно при ней появились каменные корпуса, где смогли разместиться обширная трапезная монастыря и множество подсобных помещений, таких как кухня, комната для рукоделий, своя хлебопекарня, новые кельи для монахинь. В 1901 году при монастыре была открыта больница. После смерти Леониды у руля монастыря встала Апполинария, последней игуменьей монастыря была Евпраксия. При ней монастырь достиг своего расцвета, в храме был вызолочен грандиозный иконостас, выкрашены и отремонтированы стены собора, написаны новые иконы, созданы богатые орнаменты и художественно расписана арка монастыря. Количество сестер достигло трехсот человек, и монастырю был присвоен второй класс.
Однако колесница времени неумолимо катила к катастрофе, и в 1922 году монастырь был закрыт декретом советской власти. Монахини разбежались кто куда и при недействующем монастыре осталась только игуменья Евпраксия да парочка старых больных монахинь. Однако сильные духом женщины не сломились и продолжали работать и молиться. В то время было модно организовывать сельхозартели. Такую артель и организовали предприимчивые женщины. Работу они знали, в сельском хозяйстве разбирались, и предприятие сразу стало приносить высокие доходы. Красным комиссарам не понравилось, что артель монахинь намного успешнее их коммун и поэтому артель разогнали.
Таким образом, монастырь закончил свое более чем столетнее существование. Следующий раз колокола здесь зазвенели только спустя 80 лет. Случилось это в апреле 2001 года. Новой хозяйкой монастыря стала София, которую в 2003 году сменила на посту Параскева. Параскева по примеру своих предшественниц трудится не покладая рук на благо обители. Благодаря ей в жизни монастыря произошло много крупных духовных событий. Так в 2005 году были организованы рождественские чтения, которые посетили очень многие православные христиане. Чтения получили высокую оценку патриарха. Были открыты воскресные школы не только для детей, но и для взрослых. Возрождая древние традиции, монахини занимаются рукоделием, пишут иконы, реставрируют оклады старинных икон.
Здания монастыря активно ремонтируются и реставрируются. Монастырь открыт для туристов и верующих, в монастыре непрерывно идут службы. Так же изучается и восстанавливает историческое наследие монастыря. Монастырь активно сотрудничает с историками, археологами, реставраторами. Силами монахинь облагорожена территория монастыря.
Анастасия Берсенева