В марте 2007 года в Москве открылся музей М.А.Булгакова. Квартира № 10 на Большой Садовой улице, в которой располагается мемориальный музей писателя, хорошо известна по произведению «Мастер и Маргарита». Это та самая «нехорошая квартира 50» в «доме 302-бис», где жили мистические герои романа (Воланд и его свита) и которая пугала соседей странными и мистическими явлениями.
Каждый год «нехорошая квартира» посещается десятками тысяч человек. Но еще до создания музея подъезд десятого дома превратился в «место паломничества» для почитателей творчества Булгакова. На стенах подъезда цитаты из романов, рисунки любимых персонажей (самый популярный – кот Бегемот), и даже дискуссии между любителями и ненавистниками «Мастера и Маргариты». Особенно мистически настроенные «паломники» могли часами ждать в подъезде появления Воланда.
Реальность «нехорошей квартиры»
Посетители музея могут осмотреть восемь комнат. Каждая из них характеризует разные стороны личности писателя, а также представляет эпоху, в которую жил Булгаков.
Здесь с 1921 по 1924 гг Булгаков жил в одной из комнат большой коммунальной квартиры со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппа. Ночами в этой квартире создавались его первые произведения. Образ «скверной» коммуналки долго потом преследовал писателя.
Булгаков ненавидел свое первое московское жилье и называл его «гнусной комнатой гнусного дома». Такое отношение к квартире было обусловлено не только ужасными условиями быта: отсутствием отопления, плохим водоснабжением и грязью в «местах общего пользования», но и разносортными пьяными, поющими и дерущимися соседями. Именно из-за обитателей этой «гнусной» квартиры у Булгакова возникла столь актуальная в нашей стране мысль о том, что «квартирный вопрос» очень портит обычных людей.
Квартира № 50 оставила в душе Булгакова неизгладимый след. «Проклятый дом» появляется не только в «Мастере и Маргарите», но и на страницах других произведений: «Записки на манжетах», «Зойкина квартира», «Тайному другу» ,«No13 – Дом Эльпит-Рабкоммуна».
В музее воссозданы условия, максимально приближенные к тем, в которых жил и работал будущий писатель. Книги и предметы мебели, которые достались Булгакову от его дяди профессора Николая Покровского, перевезены из квартиры в Нащокинском переулке. Впоследствии Покровский стал прототипом нескольких героев – Преображенского в «Собачьем сердце» и профессора Персикова в «Роковых яйцах».
С бытом героев произведений и самого писателя неразрывно связана кухня. Среди кухонных экспонатов находится большие бутыли, старая посуда, несколько примусов. Невольно вспоминается кот «починявший» примус в романе.
На видном месте висит портрет немолодой хмурой женщины — прототипа «Аннушки-чумы», которая неосторожно разлила на трамвайных путях подсолнечное масло. Женщину звали Анна Горячева. Она часто устраивала скандалы по поводу ночных посиделок Михаила Афанасьевича за работой над очередным произведением по причине включенного света. Она даже не один раз просила Булгакова покинуть квартиру.
Другие соседи Булгакова также были малоприятными людьми, чьи черты отразились в персонажах «Мастера и Маргариты».
Реальным прототипом кота Бегемота был большой серый домашний кот Флюшка. В романе он стал черным из соображений традиций, которые именно черных котов связывают с нечистой силой. А в доме-музее Булгакова живет свой Бегемот – настоящий черный кот.
Гостиная «нехорошей квартиры» посвящена эпохе дореволюционной России, отражая это временной период своим стилем и интерьером.
Одна из комнат квартиры воссоздает атмосферу редакции газет, с которыми сотрудничал писатель – «Накануне» и «Гудок». Здесь представлена подлинная мебель редакции «Гудка».
Синий кабинет – еще одна комната, по интерьеру воссоздающая последнее жилище Булгакова в Нащокинском переулке. Интерьер комнаты создавался по воспоминаниям друзей и родственников. Здесь находится гардероб и пианино.
Мистика квартиры №50
Сам Михаил Булгаков любил устраивать здесь мистификации. Он был склонен к театральным эффектам в своей жизни. Например, часто проводил «спиритические сеансы» для друзей. Чтобы веселить и удивлять аудиторию, он надевал перчатку на стальной прутик и во время предполагаемой встречи с нечистой силой при выключенном свете, он начинал водить рукой по коленям и головам присутствующих. Этот секрет раскрыла жена Булгакова и попросила рассказать об обмане друзьям, однако он так и не сделал этого.
Посетители «нехорошей квартиры» по-прежнему верят в ее мистическую силу. Ручку двери в комнате писателя потирают как волшебный предмет и загадывают желания.
Квартира №50 — точка соприкосновения трех эпох российской реальности – постсоветской; советской и эпохи дооктябрьской России. Ностальгию по этим временам писатель перенес в свое творчество, которое и позволяет найти то, что объединяет все три эпохи, а музей М.А.Булгакова продолжает вести эти поиски.
Самое главное в Музее – это то, что он постоянно изменяется. Здесь нет пыльных витрин и документов в рамках, чинно висящих на стенах. Все по-домашнему, очень просто и в то же время невероятно интересно. Коллекция пополняется новыми вещами, позволяющими окунуться в атмосферу жизни писателя. Квартира № 50 – загадочное место, в котором столкнулись два мира — мир современной Москвы и потусторонний мир. Посетивший это место человек вряд ли сможет забыть о полученных впечатлениях.
Анастасия Берсенева
Ирина Орхидея
источник фото dervishv.livejournal.com