Архитектором этого, пожалуй, самого известного в России здания является итальянец Растрелли. Дворец был построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 18 веке. Жизнь великолепного дворца была долгой, до Октябрьской революции он оставался главным дворцом русских царей.
Императорскую резиденцию в Питере отстраивали несколько раз. Когда Петр Первый перенес столицу в Петербург, то появилась нужда в царском дворце. Его построили на месте нынешнего Эрмитажного театра. К сожалению, та самая первая постройка не сохранилась. Но его некоторые интерьеры были повторены при строительстве Эрмитажного театра.
Анна Иоанновна выстроила новый дворец на набережной, постройка была развернута главным фасадом в сторону Адмиралтейства. Это здание было построено архитектором Растрелли и датируется восемнадцатым веком.
Следующая императрица Елизавета Петровна неоднократно перестраивала и расширяла дворец, чтобы добавить ему императорского великолепия и блеска. В итоге она решила не переделывать старый, а построить новый дворец. Сама же она на это время переселилась во временное деревянное здание на Невском проспекте.
Растрелли первоначально при строительстве третьего дворца хотел использовать построенные ранее здания. Но этот проект не удалось осуществить. Новое здание имело прямоугольную форму с угловыми выступами. Внутри здания находилось множество роскошных залов, таких как величественный Тронный зал. Так же прямо во дворце были построены церковь, театр. Все элементы здания выполнены в стиле барокко. Здание изобиловало торжественными анфиладами залов, триумфальными арками, огромными зеркалами, расширяющими пространство, залы щедро украшались позолотой, художественной росписью. Фасад здания был песочного цвета с декоративными позолоченными элементами. В целом дворец производил впечатление варварской византийской роскоши.
Сменялись цари, менялись и художественные вкусы. Автор проекта Растрелли уехал к себе в Италию, а отделочно – декоративные работы продолжались под руководством других архитекторов, которые вносили в убранство дворца классические элементы. Так же преображалась и набережная.
Берег Невы заковали в гранит, так появилась Дворцовая набережная. Время мчалось вперед, дворец разрастался, наполнялся богатствами, обрастал роскошными интерьерами, но в 1837 году всему этому пришел конец. Во время пожара сгорела практически вся внутренняя отделка дворца. Причиной грандиозного пожара были печное отопление и ошибка в планировании дымохода. Своевременно прибывшие пожарные не смогли победить огонь. Пожар буквально пожирал все внутри и спустя сутки от здания остался только остов, хотя многие ценные вещи были спасены из пожара. С дворцом сгорела история и страница была перевернута, всем было ясно, что новый, восстановленный дворец будет отличаться от сгоревшего. Нелегкой задачей восстановления и обновления дворца занялись два гениальных зодчих той эпохи – Брюллов и Стасов. Перед ними была поставлена не простая задача, не только реконструировать дворец, но и обновить его, внести современные элементы в архитектуру и убранство, отразив в нем мощь и могущество империи. Особая тема – победа над Наполеоном, которую тоже надлежало увековечить в убранстве дворца по приказу императора. Архитекторы блестяще справились с этими архисложными задачами. К тому же была продумана новая система отопления дворца, которая исключала повторение пожара. Все интерьеры обновленного дворца тщательно зарисовали, чтобы сохранить для потомков. Благодаря этому мы точно знаем, как выглядел дворец в те дни, так как многие убранства не дошли до наших дней.
В здании дворца была создана масштабная художественная композиция, посвященная победе над Наполеоном. Портреты всех генералов разместили в специальной галерее. Для их создания был приглашен известный художник Доу. Особое величие композиции придавали парадные изображения прославленных полководцев и самого императора.
Революция потрясла устои Российской империи и не могла не отразиться на судьбе дворца. Сначала в него въехало Временное правительство. По его приказу все ценное срочно эвакуировали из дворца. И не зря. Все мы помним исторические кадры штурма Зимнего. Дворец был разорен и разграблен солдатами. После чего большевики объявили его государственным музеем. Дворец несколько раз реконструировался и реставрировался советским правительством, были восстановлены некоторые интерьеры, дворец подключили к центральному отоплению, в нем собрали интересные ценные коллекции. Дворец уверенно функционировал в качестве музея. Перед самой войной были утверждены планы текущей реставрации, ремонта и покраски зданий, но 22 июня 1941 года Советский Союз подвергся нападению гитлеровской Германии. Материально –технические ценности дворца срочно эвакуировали или консервировали для длительного хранения, паркет засыпали песком, все, что не могли увезти, складировали в подвалах. Каким то чудом дворец в годы войны не разбомбили до основания, но он все равно значительно пострадал. Несмотря на тяжелое положение в стране, правительство принимает решение о реставрации дворца и возобновлении работы музея.
На сегодняшний день Зимний дворец является одним из самых известных и богатейших музеев мира, украшением и сердцем города Петра.
Ольга Перминова