Игра в города заканчивается обычно на городе Чебоксары или другом, чьё название заканчивается на ”Ы”. На худой конец, продолжается с буквы перед ”ы”. Но теперь вы сможете заткнуть за пояс всех соперников, использовав головокружительный тактический ход и назвав Ыб в качестве вполне реального населенного пункта. Правда, это не город, а село, но всё-таки — win!
И, кстати, название — не единственное, чем это село знаменито, так что вы можете не только ткнуть собеседников пальцем в карту, но и посетить село самостоятельно. Ыб — это целое поселение, состоящее из 13 деревень, расположенных на холма. Начиная рассказывать про Ыб, право, не знаешь, с чего и начать, так что начнём в хронологическом порядке.
Наверняка все вы слышали про такой народ, как Чудь. Нет, это не были дураковатые люди-с-печки, это, наоборот, были богатыри и красавцы. Когда-то давным-давно (а, точнее, в XIV веке) Чудь жила на холмах Ыб, а богатырями они стали на просто так, а потому что стали сюда захаживать татаро-монголы, требующие мзды и уважения. Чтобы дать татарам «мзды», жители укрепили свой город и совместно дали отпор незваным гостям. А в свободное от работы время они занимались хозяйством, а еще ради развлечения метали друг в друга палицы.
Затем на эту землю пришло христианство, а дилемма ”крещенье водой или огнём” так не понравилась чуди, что они сделали самый большой дом, какой только могли (домами были землянки на столбах), а затем подрубили эти столбы и похоронили себя заживо, лишь бы не принимать чужую веру (а христиане преобладали в силе). Но они не погибли, а ушли в тайные ходы, в пещерные дома, где и живут, говорят, и по сей день. Нет, о самой чуди мы говорить не будем, о ней рассказано в статье «Бум-гора — место, где Чудь ушла под землю«. Упомянем отдельно Ыбскую деревню Каргорт, что переводится как город-могила (возможно, имелось в виду то, что деревня основана на месте предполагаемого самозахоронения чуди).
Каргорт — место довольно странное, мистическое, загадочное — неоднократно подтвержденный факт. Говорят, что в полночь, если здесь проезжать, автомобиль обязательно заглохнет, хотя бы раз, а иной раз можно услышать чьи-то крики и плач из-под земли. А если здесь заблудиться и долго ходить, из ниоткуда может появиться Белый Старик и молча вывести на нужное место.
Итак, в Ыб пришло христианство… Но сказать, что оно пришло легко и гармонично вписалось в жизнь Ыб, однозначно нельзя. Первым миссионером этих мест стал монах Стефан (святитель Стефан Пермский), которого, по свидетельству летописцев, встретили нерадостно, забросали камнями и грозились учинить ещё более жестокую расправу. Было это в местечке Худой-грезде. Стефан, в свою очередь, поступил как добрый христианин. Он проклял, по одной версии, землю этих мест, на которой больше ничего не рождалось (отсюда и название). По другой версии Стефан проклял мужчин, и те в скором времени повымирали, оставив женщин искать себе кавалеров на стороне. В любом случае, Ыб был вынужден принять христианство. И только спустя 500 лет в знак покаяния и примирения жители совершли крестный ход с иконой святителя Стефана, принеся её на холм, и поставив новую деревянную церковь ”в один день”, а деревня, в которой обидели Стефана, стала называться Степановкой.
Первые же документальные свидетельства о жизни села появились в XVI веке (1586 год). Поскольку село было крупным, о нём сохранилось достаточно много сведений, даже о количестве “ядер железных затинных пищалей” (в упомянутом году их было 707 штук, а вот ”пищаль затинная” переломана, да и ”ручницы невеликие” заржавели). В 1646 году количество обитателей Ыба большого и Ыба малого значительно выросло, село процветало. Забегая вперед, отметим, что и сейчас, в отличие от многих других российских деревень, Ыб чувствует себя очень неплохо, в нем проживает более тысячи человек, а с туристами их и еще больше.
Чем же село так привлекает людей, кроме богатой истории? Вплоть до того, что село было одним из претендентов на звание одного из семи чудес России.
Во-первых, побывать в местечке с названием Ыб — это уже само по себе забавно. Но местные власти приложили усилия к тому, чтобы сделать село по-настоящему популярным. Поэтому, во-вторых, в Ыбе появился Финно-угорский этнокультурный парк. Это деревня, в которой ”живут” представители разных народностей, когда-либо обитавших в данной области.
Деревня состоит из нескольких зданий, в том числе этно-кафе, экспозиции, сувенирные лавки, гостиница и прочие здания инфраструктуры. Есть здесь тропа сказок, свое подворье, где можно полюбоваться этническими объектами от избы до инструментов. И там уже состоялся первый фестиваль этно-мультфильмов ”Ыбица”, проходили различные выставки. Власти обещают, что с каждым годом этно-деревня (звучит немного парадоксально, но выглядит на самом деле замечательно) будет становиться все интереснее, но, надо отдать должное тому, что сегодня и так достаточно желающих посетить деревню или даже устроить в местном кафе какой-нибудь праздник. Если вы жить не можете без спорта, то и лыжную базу можно посетить.
Более старых достопримечательностей здесь тоже немало. Чего стоят одни целебные источники, которые есть в каждой из деревень, а еще здесь есть ключ Двенадцати Апостолов, в которые стекается вода из нескольких источников. Ее и на месте пьют, и с собой набирают. Кроме того, если у вас проблемы с дыхательной системой, обязательно нужно съездить на Можжевеловое озеро — благодатное место, чтобы подышать. Здесь растет удивительно толстая лиственница — 2,7 метра в диаметре.
В каждой из деревень стоит какая-нибудь красивая церковь или часовня. А если захотеть, можно и покопаться где-нибудь в уголке — ученые набрали экспонатов на целый музей (в основном, конечно, скелеты динозавров, но ведь и их посмотреть интересно), здесь же сохранился уникальный могильник.
Сохранилось и Чудское городище XIV века, но здесь ничего особо интересного нет. А, может, вы и Чудь найдёте. Или она вас найдёт. Село Ыб — оно ведь необычное во всех отношениях.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская