Старинный храм Тхаба-Ерды в Ингушетии — один из главных предметов гордости её жителей. Этот христианский храм был построен примерно в VIII веке нашей эры, что делает его одним из старейших храмов новой в те времена для России религии (некоторые считают его самым древним). Считается, что его построили по приказу царицы Тамары.
Изучение памятника началось в XVIII веке, и с тех пор памятник является предметом постоянного интереса учёных и туристов. Храм представляет собой весьма интересное архитектурное сооружение, главной гордостью которого являются лепнина, резьба и другие украшения. Сам храм Тхаба-Ерды по форме — параллелепипед с двускатной крышей. Западный фасад Тхаба-Ерды украшен композицией с фигурами Христа, ктитора (лица, выделявшего средства на постройку, украшение или поддержание храма), ещё одного мужчины, возможно, епископа, виноградных лоз и других деталей.
Вообще, надо отметить, что Тхаба-Ерды воплотил в себе черты местных архитектурных стилей, в первую очередь грузинского и ингушского, поэтому внешне он сильно отличается от тех католических и православных храмов, которые мы считаем классическими.
Сохранились и другие библейские и канонические фигуры — например, Самсон со львом. Сейчас, правда, трудно уже точно сказать, какие именно фигуры и надписи размещались на храме в оригинале — слишком многие из них были отбиты, украдены и разбросаны по всем окрестностям Джейрханского района, где стоит храм, а впоследствии кое-как собраны и прикреплены обратно.
Письменных свидетельств того, каким был храм, практически не осталось, так что нам остается только гадать, насколько точно всё было восстановлено. Часть фигурок и деталей (вплоть до больших каменных плит с резьбой), ранее украшавших храм, и по сей день находят в окрестностях, постепенно восстанавливая рельеф храма. Несмотря на недостаток точности в восстановлении, каменные фигурки барельефов выглядят трогательно неуклюжими, но в то же время полными неподдельной любви к предметам изваяния. Внутри арки храма украшены резьбой, в основном на флористическую тему, есть и каменные кресты.
Ещё одной примечательной чертой Тхаба-Ерды является то, что в храме практически нет окон. Впрочем, в стенах толщиной около метра было бы сложно сделать готические витражи, поэтому храм освещается через узкие щелевидные окна. Тхаба-Ерды практически не имеет внутренней отделки за исключением упомянутой резьбы — что снаружи, то и внутри. Очень красиво выглядят и сами стены храма — сочетание разнокалиберных камней, составляющих цельную стену, смотрится очень гармонично.
Возле храма есть каменная ограда, построенная немного позже. Но главной особенностью храма является именно сочетание грузинского и ингушского стилей, о которых мы упоминали выше, причём стили эти весьма гармонично проявляются в мелочах. Впрочем, это лишь делает храм более загадочным, поскольку учёные так и не ответили на вопросы, когда точно построен храм, кто был инициатором строительства, почему он был построен в двух стилях. Даже название не имеет однозначного перевода — кто-то трактует его как ”Храм святого Фомы” (в искажённом переводе), ”Две тысячи святых” или ”Наша вера”.
Даже монголо-татарское нашествие не лишило Тхаба-Ерды статуса священного места. Надо отдать должное местным народам, уже после прихода на эту территорию мусульманской веры Тхаба-Ерды почитался местными жителями и как храм, и как место, где решались самые важные вопросы жителей здешних мест. В том числе — получение разрешений на брак. Недалеко от входа в храм находились два круга. в которых танцевали юноша и девушка, и, если оба танцора выступали безупречно, судьи давали разрешение на брак, если же танцоры заступали за круги или делали другие ошибки, то их отправляли на ”переэкзаменовку” через год. Впрочем, такое случалось не так уж часто, потому что судей (мировых старцев) после свадьбы должны были сытно и вкусно кормить в семье жениха.
К сожалению, во время конфликтов в Ингушетии храм сильно пострадал от авиаударов, был осквернен вандалами (причем считается, что Тхаба-Ерды обстреляли русские войска), но впоследствии его отреставрировали — уже второй раз. Первый раз был инициирован, как ни странно, советскими властями, поскольку храм использовался в качестве места собрания здешнего правления (мировой суд) и был признан памятником всероссийского значения.
Единственным дефектом реставрации и архитекторы, и искусствоведы, и просто любители прекрасного считают крышу-новодел, покрытую ярко-красной черепицей, которая сильно диссонирует с общей композицией. В 2012 году в храме возродились богослужения, которые прекратились в XIX веке. Храм посещала княгиня Мария Владимировна, глава Императорского Дома Романовых. Сейчас в области храма проводятся археологические работы, которые могут привести к ещё более интересным открытиям. Так, уже известно, что на месте Тхаба-Ерды раньше находился храм, следы которого остались под сводами Тхаба-Ерды.
Несмотря на то, что реконструкция храма ведется с начала 90-х годов прошлого века (уже после советской), Тхаба-Ерды ещё окружен свидетельствами многочисленных ремонтов. Впрочем, они только подчёркивают величественную старину сооружения, которое и сейчас является предметом паломничества как среди христиан, так и среди туристов без определённой религиозной принадлежности.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская