Если бы вы хотели завести свой загородный домик, то по какому бы критерию вы бы выбирали место для постройки? Кому-то нравятся солнечные места, кому-то – чтобы поближе к воде, а усадьба Ампиала, говорят, появилась благодаря… количеству ужей в этих местах. Эти безобидные, но не всем приятные змейки, как считали местные жители, были показателем того, что местность в районе Приозёрска, где была построена усадьба, очень здоровая и полезная для жизни (а так, кстати, и есть, ужи не живут там, где плохо, хотя такое соседство, пожалуй, понравится не всем).
Предположительно, автором идеи с ужами и владельцем усадьбы был некто Васильев, купец (а какой гильдии – нам неизвестно). Но главная история усадьбы начинается с того момента, когда её владельцем становится Юхо Ампиала, именьице приобретает своё нынешнее название, а также статус местного оазиса культуры и искусств, причём с последней задачей справлялось оно настолько успешно, до нас дошло немало фотографий и рисунков с изображением Ампиала.
Юхо Ампиала был художником и, скорее всего, именно он сделал усадьбу такой, какой она сохранилась до наших дней – финский модерн, башенки, шпили, сады, балкончики и терассы, всякие завитушки и финтифлюшки, финское деревянное кружево. Здание было приведено к такому виду в XIX веке, и, когда началась революция, оно оказалось достаточно ценным, чтобы его не разобрали на дровишки, а сделали пионерским лагерем.
С другой стороны, усадьба Ампиала в округе была известна и как очень хорошо поставленное хозяйство – здесь функционировал собственный маслозавод, разводились коровы, свиньи, а о птичьей мелочи и говорить нечего. Был собственный погреб-ледник, который сохранился и по сей день, хотя по назначению уже не используется, остался и крепкий кирпичный коровник. Конечно, в сельскохозяйственном развитии усадьбы заслуга уже не служителя муз, а предыдущих владельцев усадьбы, среди которых были агроном Овальд Лянг, ректор сельскохозяйственной школы Ахель Лянг и простой земледелец Ульрик. Все они были людьми рачительными и практичными, а, стало быть, на своей земле клювами не щёлкали. Продукция маслодельного завода была даже широко известна, пусть и в узких кругах.
Поскольку заболоченные места осушались под сельскохозяйственные нужды, из этих мест ретировались ужи, которые изначально и привели сюда далеко ушедшего в историю Васильева, но хорошая слава о месте всё-таки осталось. Пожалуй, и аналогов такого хозяйства в Ленинградской области, да и не только в ней, не осталось. Усадьбу можно увидеть достаточно далеко – благодаря пристроенной четырёхугольной башенке с пирамидальной крышей и затейливым шпилем на нём (или, если пользоваться более точными архитектурными терминами, — бельведерной вышке). Вообще, усадьба Ампиала создаёт впечатление такого места, где самому хотелось бы жить, будь такая возможность, и пить кофе на открытой веранде с затейливыми перилами, и подниматься на башенку, и выходить купаться на озеро.
Неподалёку от усадьбы находится мост под названием «Эмма» (так звали героиню одного из финских романов про несчастную любовь), он переводит через небольшой ручеёк. Рядом с «Эммой» был красивый сад, служивший местом «тусовок» местной и не только богемы. Вокруг усадьбы растёт довольно пышный еловый лес, который, вероятно помнит ещё Васильева, неизвестно какой гильдии купца. Кроме того, сама усадьба расположена в очень живописном месте – множество озёр, тихие бухточки, живописные берега.
Судьба её довольно радостна по сравнению с судьбами многих других старинных домов – частные инвесторы выкупили её и превратили в отель (с сохранением статуса историко-культурной ценности и обязательством заботиться о нём соответственно), где сейчас может остановиться любой желающий. Размещение в основном корпусе дороговато, но возле усадьбы построили более бюджетные корпуса, где можно размещаться и парочками, и компаниями, и семьями. Правда, доступ в саму усадьбу разрешён только для постояльцев, но окрестности свободны для любого посещения.
Так что, будучи в Приозёрске, обязательно сделайте небольшой крюк и прогуляйтесь по парку усадьбы Ампиала – всё там сохранилось в таком виде, что кажется, будто сделаешь ещё поворот – и увидишь скамеечки, сидящих на них дам и кавалеров, одетых по моде начала XX века, художников в блузах и беретах, стоящих у мольберта, прилежно декламирующих стихи поэтов и прочих деятелей искусства, и призрак самого Юхе Ампиала бродит меж ними, улыбаясь и глядя куда-то в озеро, в лес, в небо…
Анастасия Берсенева
Ксения Вильчинская