Городище Троицкое – одна из главных достопримечательностей Можайского района. В первую очередь оно, безусловно, ценится археологами, которым с открытием этого городища стало известно много нового о дьяковской культуре, распространённой в этих территориях (а, если быть точными, на пяти областях – от Московской до Смоленской) в эпоху железного века – в ранний его период, с VII по V вв до н.э.

Троицкое городище существовало наряду с такими знаменитыми как Кунцевское городище, ставшее известным в середине XX века, когда начались его раскопки. История Троицкого городища захватывает самое развитие железного века, так что она ещё более многообразна и любопытна, чем можно себе представить.
Основано Троицкое городище, как мы уже говорили, в Можайском районе (Московская область), возле села Троицкое. Это не самое большое городище из всех, обнаруженных в России – его территория не превышает нескольких километров – но, безусловно, одно из самых любопытных. И это несмотря на то, что только на территории Москвы было размещено несколько десятков различных городищ этой же культуры. Как мы уже говорили, раскопки здесь начались в 50-х гг прошлого века, хотя информация о существовании городища была известна археологам ещё в 20-х гг.
В результате проведённых археологами работ были найдены как остатки городища в целом, так и отдельные предметы, по которым можно было составить вполне исчерпывающее впечатление о том, чем промышляли его жители. А именно, промышляли они охотой и рыболовством (как и все, впрочем, племена железного века), но уже научились и скотоводству, разводя , как показало изучение хозяйственных ям, преимущественно свиней. Земледелие для жителей Троицкого городища, как и для всех носителей дьяковской культуры, было вспомогательным, только начало своё развитие, орудия труда, обнаруженные здесь, были примитивными.

Географически Троицкое городище представляло собой круговое сооружение, окружённое валами, рвами и другими природными и искусственно возведёнными защитными сооружениями. Круг составляли жилые и хозяйственные постройки. Жилища представляли собой простые полу-землянки. Одной из немногих хорошо сохранившихся хозяйственных построек оказалась меднолитейная мастерская, в которой было сделано немало интересных находок, в том числе орудий труда. Одной из важнейших находок, которая позволила делать более смелые предположения о геополитической жизни городища, стала фибула-застёжка из бронзы, изготовленная в Италии. На ней была найдена надпись «Avcissa». Наличие такой застёжки позволило говорить о том, что Троицкое городище было значимой частью какой-то торговой цепи, все звенья которой ещё только предстоит установить. Естественно, археологи нашли типичные для большинства городищ дьяковской культуры образцы керамики, при этом по остаткам её удалось установить, что для этих место было характерно смешение элементов приднепровской, прибалтийской и окских культур. Несмотря на наличие литейной мастерской и торговых связей с другими городами , орудия труда были преимущественно костяными и каменными, железные встречались чрезвычайно редко.
Примечательно, что захоронений вокруг городища нет – но это вообще характерная черта для Дьяковской культуры, поскольку её носители предпочитали относить своих мертвецов подальше от жилища и устраивать им там специальные домики, предварительно кремировав (или снарядив в последний путь). Можно предположить, что домики Троицкого городища пока не обнаружены или были со временем разрушены. В этом могли принимать участие и жители этих мест, пришедшие на смену жителям городища, поскольку домики для погребения именно этой культуры всегда внушали людям суеверный страх, послужив прототипом для сказочной Избушки на курьих ножках (поскольку домики стояли на небольших ножках), которая считалась «порталом» из мира живых в мир мёртвых, а потому, как мы знаем из фольклорных источников, только редкий герой мог попасть туда и выйти живым. Так что, хотя в настоящий момент раскопки Троицкого городища не ведутся, это не значит, что все его тайны уже раскрыты. Вероятно, когда-нибудь историки ещё вернутся к нему, чтобы узнать больше о прошлом этих мест.
Анастасия Берсенева,
Ксения Кржижановская