Спас на Крови – один из самых загадочных и необычных храмов Петербурга. Он окружен многими мифами и легендами. История его закладки и постройки трагическая, связанна со зверским убийством русского императора народовольцами. Эта история настолько потрясла Россию, что народом были собраны деньги на строительство храма на месте гибели царя для увековечения памяти об этом трагическом и печальном событии. А дело было так….
Свежим морозным утром самодержец всея Руси Александр Второй ехал домой после смотра своих войск на Марсовом поле. Это удивительно, но в те времена можно было запросто подбежать к карете императора и бросить в нее бомбу, что и произошло. Однако бросавший бомбу сильно промахнулся, и взрывом царя даже не задело, ранен был сам бомбометатель. Охрана царя работала из рук вон плохо. Вместо того, чтобы срочно эвакуировать царя с места происшествия, ему позволили выйти из кареты и подойти к пойманному террористу. В этот момент снова совершенно свободно к царю подбежал второй террорист и бросил в него вторую бомбу. От взрыва царя отбросило к решеткам канала, через несколько часов он скончался. Вся Россия была буквально потрясена убийством. На следующий день было решено выстроить храм в честь Спасителя на месте, где пролилась кровь царя. Отсюда и название Спас на Крови. Воздвигнутый храм огибает место гибели царя, буквально зависая над каналом. Первый камень храма был заложен наследником погибшего, новым самодержцем Руси. Деревянную часовню, которую поставили сразу после гибели царя, разобрали. Возник вопрос, как сделать, чтобы многотонный храм нависал над каналом, огораживая место гибели царя? Хотели вбить сваи, но потом отказались от этой мысли, потому что тогда бы воды канала текли бы под зданием, разрушая основание. Строители рискнули и применили оригинальное решение – собор выстроили на бетоне. Для того, чтобы оградить место гибели императора, в храме создали пристрой в форме выступа, который буквально зависает над каналом.
Изюминкой храма является широкое использование мозаики в его оформлении. Из мозаики выложены библейские сюжеты, гербы российских городов, стены храма украшают иконы из мозаики, да и сам иконостас тоже выложен мозаикой. Дорогая мозаика покрывает не только стены, потолок, колонны, но и пол храма.
Так же в храме установлены памятные доски с описанием вех жизни и свершений убитого царя, описанием важных исторических событий, происходивших в его царствование.
Главная достопримечательность храма – сохранившая часть набережной, где пролилась кровь царя. Сохранилась часть ограды, на которую отбросило царя взрывом, плиты тротуара и булыжники мостовой, пропитанные кровью царя. Над этой частью храма водружено специальное сооружение в виде домика, которое закрывает памятное место сверху. Сооружение венчает крест из топаза. Весьма символична высота купола собора – 81 м. Именно в 1881 году и погиб император.
Еще одна особенность этого храма то, что при постройке он был полностью электрифицирован, что было для тех времен большой редкостью. Больше тысячи лампочек сияли, отражаясь в мозаике и создавая неповторимую красоту.
Многие годы храм функционировал как памятный храм музей, вход сюда был ограничен и строго по пропускам. В храме совершались службы поминовения убитого царя, произносились проповеди, посвященные его памяти.
Революция 1917 года внесла свои коррективы в налаженный ход событий. Храм открыли для посетителей, к тому же на его поддержание не было денег, и он стал постепенно приходить в упадок. Однако многие годы он оставался действующим храмом, православным маяком среди советского безбожия. И только в тридцатом году храм закрыли. Предприимчивые коммунисты сочли целесообразным добыть их храма кирпич на строительство светлого будущего. Пытались разобрать – смогли выбить из монолита всего несколько кирпичей, пытались взорвать – детонаторы не сработали. С началом воны у правительства появились более важные задачи, и храм отдали под морг. Плиты храма пропитались кровью защитников и жителей Ленинграда, которые находили здесь свое последнее упокоение. В этом прослеживалась некая насмешка судьбы, так как большинство погибших были безбожниками. В дни войны храм чудесным образом не пострадал от бомбежки и после войны его превращают в склад декораций. Следующее покушение на храм произошло в дни правления Хрущева. На этом месте хотели проложить транспортную магистраль, а храм взорвать, но, к счастью, эти планы не осуществились. Видимо и правда, как гласит легенда, пролитая царская кровь защищала храм. Он выстоял при коммунистах, сохранился в бомбежках.
Проходят многие годы, прежде чем обществом осознается потребность в охране памятника культуры и в семидесятых годах двадцатого века храм ремонтируется, одевается в леса и готовится к реставрации. Однако по каким то причинам строительные работы не были завершены и храм так и остается стоять в лесах. Леса пали только с падением советской власти в начале девяностых годов.
Видео Спас на Крови
Через несколько лет храм был готов к приему посетителей в качестве туристов. Здесь основали музей. И по сегодняшний день храм не передали в руки верующих.
Ольга Перминова