Вот уже в третий раз на нашем сайте мы напоминаем о том, что Рюрик, Трувор и Синеус пришли править Русью. О Труворовом городище и кургане Синеуса мы уже рассказали, а теперь пришло время Рюрика, главного правителя.
Некоторые историки даже полагают, что именно он был единственным настоящим, реально существовавшим лицом, в то время как под Трувором и Синеусом подразумевалась родня вообще. Так или иначе, но Рюрик оставил о себе память не только в летописях, но и на Рюриковом городище, расположенном в Великом Новгороде (2 километра к югу), у истоков реки Волхов. Это место является одним из наиболее интересных и важных памятников истории Руси, который может поведать немало интересных историй. Ошибочно полагать, что Рюрик похоронен именно в районе Рюрикова городища. Бытует мнение, что его могилой стал курган – Шум-гора, располагающийся также в Новгородской области.
Рюриково городище начинает отсчёт своей истории с IX века, когда была построена первая крепость, как свойственно для тех времён, с деревянной стеной и искусственным укреплением насыпью (наиболее точной датой считается 864 год). В IX веке под защитой крепости образовалось достаточно обширное городище, заселённое варягами.
В некотором смысле Великий Новгород вырос из этого поселения (во всяком случае, названием он обязан именно городищу — оно было Старым городом, а Новгород, соответственно, стал Новым), а в те времена оно было фактически столицей области, поскольку именно здесь проживали Рюрик и его дружина. Благодаря особенностям расположения городища был доступен не только наземный, но и водный контроль территории (река Волхов, озеро Ильмень), что сделало его одним из наиболее могущественных в военном смысле поселений, появлявшихся в те времена. Жилища и сама крепость были бревенчатыми, и только в XII веке были сделаны шаги к их перестройке в каменные.
Спустя два века здесь была выстроена Благовещенская церковь, впоследствии к ней добавились храмы Косьмы и Дамиана, Георгия, Михаила Архангела и другие, как из дерева, так и из камня, до них же роль культового объекта играло языческое святилище, расположенное неподалёку от княжеской крепости.
Перынь — так называлось святилище — было посвящено богу Перуну, повелителю грома и не только. Там стоял деревянный идол Перуна, которому приносили жертвы — например, проплывая мимо Перыни, нужно было кинуть в воду монетку, чтобы дело завершилось хорошо. Находились здесь и другие идолы, были оборудованы насыпи для их сохранности и места для кострищ, но во времена ”крещенья огнём” идол был уничтожен. А поселение начало терять свой статус, постепенно превращаясь в своего рода ”филиал” княжеского города. Хотя здесь бывали Александр Невский, Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван Грозный и другие правители земли русской, ведущая роль переходила к Великому Новгороду и Москве, окончательно уйдя из городища в XVI веке.
Впрочем, как показали раскопки, отнюдь не Рюрик и его соратники были первыми обитателями этих мест. Находки археологов свидетельствовали о том, что здесь находилась неолитическая стоянка, а также поселения времён железного века. Ничего удивительного, впрочем, в этом нет – обжитые места всегда притягивали людей как потенциально более безопасные и удобные для проживания. Однако стоянки ранних времён интересны в основном археологам, а туристам, как правило, интереснее узнавать, что же здесь было во времена княжества. А было, судя по находкам, хорошо.
Экспонаты, найденные в этих местах, можно условно разделить на три части — бытовые, культурные и ценные. К бытовым относятся традиционные для практически любых поселений находки – посуда, которую и сейчас можно найти в тех местах, остатки орудий труда, пищи, других предметов быта, была найдена даже большая хлебная печь.
Культурные находки Рюрикова городища — это уже гораздо более интересная категория. В особенности это касается берестяных грамот, ставших одним из важнейших памятников культуры Руси. Всего в области Новгорода было найдено более 100 берестяных грамот, которые посвящены самым простым вопросам — взыскание долгов, хозяйственные распоряжения и т.д. Также здесь были найдены свинцовые печати, являющиеся одним из важнейших свидетельств того, что здесь проживал лично Великий Князь, а не какой-нибудь зачуханный Лжедмитрий.
Что же касается ценных кладов, то именно богатство поселения свидетельствует о том, что здесь жила не только чернь — было найдено несколько схоронов с монетами разных стран (в том числе Византии, арабских и западноевропейских стран), бусы и подвески, статуэтки и другие предметы украшения, в том числе выполненные из драгоценных металлов. Кстати, благодаря этим находкам Рюриково городище входит в число самых богатых в Европе и мире, несмотря на возможные визиты мародёров.
Был найден и ряд совсем необыкновенных предметов — например, череп обезьяны, которая едва ли могла жить в этих краях (наиболее вероятной кажется версия о том, что она была подарена одному из князей). По наличию в раскопках весов и гирек, а также недалёкому расположению судоходных водоёмов, несложно сделать вывод, что Рюриково городище было весьма активным центром торговли (а по наличию княжеского жилья — что сюда свозилась дань).
Кроме этого, здесь жили резчики по металлу, кости, оружейники и другие ремесленники, первостепенной задачей которых было обслуживание двора, а второй — обеспечение своими товарами всех остальных. Также важную роль играли литейщики, и, конечно, все, кто кормил и поил эту ватагу. Состояние городища не даёт подтверждения тем предположениям, что Рюрик был весьма воинственным князем — разрушения в нём произвело только время.
Как водится, когда интерес к городищу стал более живым, за него начали спорить власти Новгорода и Новгородской области. Каждому хотелось считать этот уникальный объект частью своей епархии, и, пусть его охрана и облагораживание требуют средств, они вполне могут окупиться. Тем не менее, сообща культурное наследие всё-таки имеет надлежащий уход, к тому же оно внесено в список памятников ЮНЕСКО, так что и наши потомки смогут лицезреть остатки славного, несмотря ни на что, прошлого Руси.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская