Бабы бывают самые разные: хорошие, плохие, бой-бабы, железные бабы и даже каменные. Но когда речь идёт о каменных бабах, имеют в виду отнюдь не женщину, способную остановить на скаку любую живность, а, наоборот, мужчину и даже воина. Каменная баба — это антропоморфная каменная фигура, изображающая воина, которая ставилась на перекрёстках, над могилами известных и уважаемых людей, а также в священных местах, где богам требовалось особое уважение. Сохранилась своя каменная баба, известная как Половецкий воин, и в Курской области.
Издалека каменная баба, в общем-то, не похожа ни на бабу, ни на воина — валун и валун. Но вблизи можно заметить, что это действительно фигура человека, пусть и грубовато сделанная, у неё даже лица нет. Некоторые каменные бабы, коих по России и странам СНГ стоит очень много, имеют косы, которые, впрочем, были весьма популярным атрибутом мужского облика (на самом деле косы служили дополнительной защитой от удара мечом).
Раньше таких каменных баб по России, Монголии, в Средней Азии было очень много, они встречались едва ли не чаще, чем дорожные знаки сейчас, но впоследствии остались единицы. Каменные бабы иногда ставились группами, до 15 экземпляров, — такие места служили святилищами. Впрочем, правильно говорить было бы не каменная баба, а каменный бабА, что означает примерно — каменный дедушка, каменный предок.
Предположительно, половецкий воин был создан в VI-VII вв., возможно, первоначально он стоял в другом месте, а затем был перенесён в Стрелецкую степь. Каменная баба довольно глубоко закопана в землю, но это, скорее, мера предосторожности, затруднявшая транспортировку каменной бабы в хозяйства предприимчивых товарищей, которые делали из воинов подпорки, корыта и другие полезные в хозяйстве вещи Кроме того, с такими бабами воевали и христиане, и мусульмане, которые были врагами язычества.
Впоследствии, когда каменную бабу признали исторической ценностью, её ещё и дополнительно забетонировали у основания, но желающие оставить на древней скульптуре след современности всё-таки не перевелись. Так что сейчас посетить фигуру, стоящую в одном из заповедников Курской области, можно только с разрешением (и если вы попробуете пробраться к бабе тайком, то можете схлопотать штраф), а неподалеку от неё, как правило, дежурит охранник. Это совсем не лишняя мера предосторожности, поскольку некоторые хотят оставить на ней свой автограф или даже раскрасить фигурку в веселые цвета, или нарисовать ей лицо, а многие хотят потрогать воина. Кто-то верит в его чудодейственные свойства (исцеляет, привораживает, возвращает), а кто-то просто утверждает, что, приложив к статуе ладонь, можно просто физически ощутить время, которое накладывало свои слои на каменную бабу.Правда, говорят, что каменная баба производит на неподготовленного зрителя даже жуткое впечатление, а иной раз поздним путникам видится, как она перемещается с места на место.
Местные жители к своей каменной бабе относятся с любовью, считая древнего воина, который был установлен тут в очень и очень давние времена, своим защитником и покровителем. С ней связаны и хорошие приметы — например, возле подножия воина постоянно лежат монетки и рубли, которые оставляют посетители, чтобы богатство и счастье сопутствовали… Обычай приносить жертвы каменным истуканам пришел из старины — но тогда в качестве подношения использовался домашний скот, а иногда и люди. Интересно, что возле каменной бабы многие измерительные приборы ведут себя неадекватно: например, стрелка компаса ”бегает” туда-сюда, часы начинают спешить. Впрочем, этому может быть много вполне научных объяснений. Но вот загадочность и величественный внешний вид скульптуры не требует никаких пояснений и ссылок — Половецкому воину неоднократно посвящали стихи и телепередачи, а народная тропа к идолу и вовсе не зарастает — многие стремятся своими глазами увидеть древнюю каменную бабу.
Кстати, Стрелецкая степь, входящая в Заповедный комплекс, и сама по себе исключительно красивая, так что, побывав здесь, вы получите массу самых интересных и приятных впечатлений, подышите чистым воздухом и сможете ощутить себя вне времени.
Ксения Вильчинская,
Анастасия Берсенева