Две копейки — когда-то это были деньги… Нет, в самом деле, вполне нормальная сумма — можно было два стакана газированной воды, пусть и без сиропа. А сейчас — это два памятника, которые находятся в Москве и в Иркутске. Один из памятников посвящен денежке копеечке, а второй — автомобилю ВАЗ 2101, прозванному в народе ”копейка”. Некоторые считают, что «копейка» сейчас стоит копейки, однако памятники заслуживают того, чтобы мы о них поговорили.
Памятник копейке был поставлен в Иркутске как подарок к 350-летию города, совпавший с 170-летием Сбербанка России, который и спонсировал установку памятника когда-то имеющему ценность дензнаку. Это, без сомнения, одна из самых дорогих копеек в истории — может, дороже ее будет стоить только какая-нибудь коллекционная царская копейка или копейка из личного кошелька товарища Ленина.
Стоимость же иркутсткой копейки составляет 300 тысяч российских рублей. Она, в отличие от своей миниатюрной копии, состоит не из металла, а из высокопрочной смолы, которой не страшны морозы и руки туристов. А рук к ней, конечно, ежедневно прикасается немало — хотя памятник копейке в Иркутске очень молод, но едва ли не в день открытия уже появилась связанная с ним легенда о том, что каждый прикоснувшийся к ней будет финансово успешен или хотя бы получит незапланированные приятные деньги.
Если вы тоже хотите получить бонус от вселенной, добро пожаловать на улицу Трилиссера, где найти памятник будет нетрудно — мало в России мест, где можно увидеть стоящую на ребре монету диаметром в целый метр. Впрочем, возможно, Иркутск перестанет быть уникальным в этом смысле местом уже совсем скоро. Например, в Новосибирске нашелся энтузиаст, который не только хочет поставить памятник копейке, но и собрал для этой цели 5 миллионов — правда, все в тех же советских монетах, из которых и будет составлен памятник. В Кемерово тоже есть энтузиаст, который даже создал прототип памятника из дерева, но пока остался на этой стадии,а в Нижнем Новгороде есть памятник пятаку, но это уже совсем другая история.

Что же касается памятника ”копейке” в Москве, то он сразу стал среди горожан предметом шуток о том, что каркас машины снимут с постамента, затонируют и будут оказывать услуги такси. Впрочем, при сооружении памятника ВАЗу 2101 тоже не обошлось без медной деньги — когда его начали строить, хотели собрать копеек на 2,7 миллиона рублей (чтобы на каждую выпущенную машину пришлось по монетке), но столько найти не смогли. Но и собранными средствами распорядились как следует — часть заложили в основание памятника, частью засыпали площадь.
Оказалось, что собрали более 270 тысяч монет, из которых построили пирамиду, вошедшую в книгу рекордов Гиннеса. Кроме того, в основании памятника заложили капуслу с посланием потомкам, которые наверняка заинтересуются, почему странные люди XX века так ценили эту «доисторическую повозку». И теперь блестящий ВАЗ-2101 стоит на улице Привольной, в районе Жулебино, возле офиса ”Лада Фаворит”. Надо думать, что этот памятник уж точно останется единственным в своем роде.

Кстати, в 2000 году ВАЗ-2101 был признан лучшим автомобилем XX века (в России, само собой), так что памятника он вполне достоин. Тем более, что за ним стоит не только работа конструкторов и инженеров, но и масса драматических житейских историй, очередей, взяток, тайных накоплений и счастливых поездок.
Ксения Кржижановская,
Анастасия Савиных