Алханай является единственным национальным парком во всем Забайкалье. Он выполняет одновременно много задач: охраняет природу края, сохраняет местные культовые национальные верования, здесь ведется большая научная работа и это место полюбилось туристам. Гора Алханай является священной для буддистов. Государство взяло территорию вокруг горы под свою охрану, а это ни мало, ни много, а целых 139 акров земли.
Это место представляет большой интерес не только для поклонников Будды, но и для ученых геологов. Дело в том, что гора представляет собой потухший вулкан и является самой возвышенной точкой Могойтуйской горной гряды. На вершине имеется кратер, доверху наполненный водой, буддисты наделяют эту воду целебными и магическими свойствами. Окрестности горы богаты на минеральные источники и грязевые вулканы. Растительность и животный мир поистине уникален. Здесь произрастают уникальные экземпляры растительности и кустарников, некоторые внесены в Красную книгу. Животный мир крайне богат. Водоемы изобилуют рыбой.
Особый интерес представляют памятники археологии. Это и древние захоронения гуннов и стоянки первобытных людей с сохранившимися наскальными рисунками. Захоронения гуннов выглядят как россыпь камней вокруг могильных плит, так называемые плиточные могилы. Здесь шаманы проводят свои обряды и в наши дни, молятся буддисты.
Из прошлого о горе Алханай к нам пришло множество легенд. Само название горы связано с древними легендами бурятов. Одно из возможных происхождений слова Алханай –«Алаг Хан», то есть пестрый . Гора имеет пестрый вид из за обилия разноцветных лишайников, густо поселившихся на ее склонах. Существует легенда о могучем богатыре Алаг Хане, который, чтобы защитить людей от огненной напасти превратился в горную гряду и таким образом загородил собой людей от огня. Другая легенда гласит, что на вершине этой горы убили княжну и гора названа в честь ее последнего возгласа: «Алханы!», то есть убивают.
Советские, а затем и российские ученые небезосновательно предполагают, что местом происхождения Чингисхана является низина речки Онон, находящейся в районе государственного лесопарка. На ее левом берегу есть культовые сооружения, где буряты поклоняются духу Чингисхана. Один из этих памятников, так называемая чаша Чингисхана, огромный камень, лежащий на камнях поменьше. Второе название этого памятника – камень-котел, потому что он по внешнему виду напоминает трипод – национальную чашу. В этой местности есть остатки похожих памятников. Так же существует углубление в камне виде стопы. Древние считали его следом Чингисхана и поклонялись ему, вода, которая скапливается в нем, по мнению местных жителей, обладает целебными свойствами. Так как с горы Алханай открывается прекрасный вид на многие километры вокруг, то предание говорит, что в этом месте была постоянная застава Чингисхана для своевременного обнаружения врагов.
На Алханай распространен шаманизм как форма местного верования. Шаманы всегда проживали в этой местности. Особо почитаемое место — так называемый Храм Ворота. Это большая гора в виде свода. Легенда гласит, что под дугой свода моги пройти одновременно пять навьюченных доверху верблюдов. На стенах имеются древние изображения и письмена, представляющие интерес для ученых. Местные жители лечили все болезни простым прохождением под этой горной аркой. Точно так же «лечили» и домашних животных. Здесь молились духам о здоровье и благополучии. Нередко даже коренным жителям для обращения к духам требовалась помощь шаманов, которые очень давно облюбовали эту местность.
Кроме шаманов здешние места облюбовали буддисты. Первым ламой, поселившимся здесь, был Шагдар Намнанай. Он медитировал у так называемого Храма Ворот. Пользовался уважением местных жителей, которые кормили его и даже построили дом для него. В дальнейшем ламу выжили шаманы, но ненадолго. Он подучился, набрался сил и вернулся с волшебной стрелой, которую воткнул в землю у Храма Ворот. Этим он провозгласил эту землю буддийской и лишил шаманов сил. Шаманы стали болеть и умирать и, в конце концов, были вынуждены покинуть эту землю. Шагдар, не теряя времени даром, поставил на вершине горы обоо – приспособление для поклонения духу горы, а под сводом Храма Ворот – специальную ступу и стал проводить на этом месте буддийские церемонии и медитации.
Место приобрело определенную известность, и его посетил верховный лама, который подтвердил священность этого места и определил, что тут обитает одно из многочисленных воплощений Будды Идам Чакрасамвара. Так же им было установлено, что многие местные горы священны и населены дакиниями (это такие духи женского пола, весьма просвещенные). Дальше больше, у подножия Храма Ворот обнаружили пещеру с важным божеством и стали здесь служить буддийский молебен хурал. Таким образом здесь образовалась земля обетованная для буддистов, которые и сейчас очень активны в этой местности. Так в 1992 году гору посетил сам Далай-Лама XIV. Он провел медитацию любви и велел заботиться о местном растительном и животном мире. С тех пор буддийские поклонники сюда потекли рекой, чем создали угрозу местным экосистемам.
Национальный парк Алханай на карте
К счастью, в 1998 году здесь создали Национальный парк, и уникальная природа этого места была взята под охрану.
На сегодняшний день Алханай является местом силы для буддистов, а так же привлекательной туристической достопримечательностью.
Анастасия Берсенева