Одной из величайших радостей для каждого ребенка, будь то рожденный в СССР или избалованный технологиями XXI века малыш, всегда было и будет путешествие на ”всамделишную” железную дорогу, которая создана специально для детей. Московская детская железная дорога, которая была основана в Кратово в 1937 году (что стало вообще одним из немногих хороших событий того года), растянулась на 4,28 километра, что для настоящей дороги, конечно, пустяк, зато для детской — целое путешествие.
Два тепловоза — ТУ2-078 и ТУ2-129 — катают детей в 5 миниатюрных вагончиках (модель 20.0015 была внедрена в 2005 году), делающих остановки на станциях Пионерская и Юность. Московская детская железная дорога — одна из немногих организаций, чье создание можно проследить от самого начала до конца, и которое не менее увлекательно, чем ее деятельность. Вначале здесь ездили паровозы и тепловозы старой конструкции, а пассажирские вагоны были деревянными (и был один мягкий — для отличников).
Хотя, наверное, начать следовало бы с того, что Московская (или Малая, как её ещё называют) железная дорога не стала просто детской игрушкой, созданной взрослыми. Учащиеся железнодорожных школ сами приняли решение о необходимости постройки ”своей” дороги и с помощью взрослых разработали план её возведения. Трудились на стройке все желающие школьники — тогда это считалось более престижным, чем сейчас iPhone последней модели сейчас, а уж присутствовать на торжественном открытии 2 мая 1937 года было и вовсе фантастической удачей.
Начиналась дорога с пути длиной всего 400 метров, в 1940 году он стал составлять уже 2 километра. К несчастью, во время войны многие из тех, кто начинал строить железную дорогу и работать на ней, погибли, но на смену им пришли новые школьники, полюбившие свое дело не меньше, чем предшественники. Все постепенно менялось, несмотря на перестройку, проект не был забыт и заброшен, и сейчас детская железная дорога в Москве оснащена не хуже, чем настоящие станции. Здесь стоит новейшее компьютерное оборудование, есть свой кинозал, музей, проводятся экскурсии.
Впрочем, детская железная дорога — это не просто увлекательная игра, а шаги к будущей профессии. Здесь практически на всех должностях работают дети — водят поезд, проверяют билеты, объявляют посадку, обслуживают станцию и поезда, управляют сигналами и стрелками, ухаживают за моделями поездов и сооружают новые.
Кстати, сейчас в музее МДЖД можно увидеть самые старые модели локомотивов, тепловозов, паровозов, вагонов — как признаются сами железнодорожники, расставаться со старыми поездами — всё равно что расставаться с лучшими друзьями, поэтому они остаются здесь хотя бы в виде моделей. Особой гордостью дороги является уникальная модель-тренажер, которая представляет собой восхитительную миниатюрную железную дорогу, с помощью которой юные железнодорожники учатся управлять поездами. Даже взрослому тяжело удержаться от соблазна самому попробовать управлять этой моделью.
Пусть не все дети после работы на Московской детской железной дороге выберут для себя профессии машинистов и проводниц (хотя четырехлетнее обучение даёт возможность получить целевое направление в отраслевые вузы), но радость от соприкосновения с увлекательным миром железной дороги станет для них незабываемым приятным впечатлением, да и для взрослых тоже. А если вы хотите присоединиться к содружеству железнодорожников, можете посетить официальный сайт Московской детской железной дороги mmzd.siteedit.ru.
Анастасия Берсенева