Конь — персонаж очень важный в любой сказке. То он вовремя добра молодца из полымя вытащит, то мудрый совет даст. И даже Конь-камень может вам помочь в решении некоторых проблем. Впрочем, к камням на Руси всегда было особое отношение — они были не только способами отметить какое-то важное место, но и защитниками, целителями и даже объектами для трансляции божьей воли. Но не каждый камень на это способен — слава по земле русской идет о таком валуне, как конь-камень в Тульской области.
Это огромный кусок серого гранита, которому природа придала форму головы коня, некоторое дополнительное художественное сходство придают ”ножки” из других валунов, на которых он стоит. Кроме того, на нем есть специальные углубления искусственного происхождения, которые свидетельствуют о том, что людям было важно взбираться на Конь-камень издревле, до того, как он стал популярным туристическим объектом. Он имеет весьма внушительные параметры — более 750 тонн веса, высота — 4 метров, длина и ширина — 9 и 6 метров соответственно. Второе его название — Коневец.
История его происхождения, как водится, не простая, а золотая — золотой фольклор, если говорить точнее. Якобы валун этот — остатки Мамаева войска, которых гнали с Руси-матушки поганой метлой, и, как только они пересекли одну из рек и коснулись другого берега, они обернулись этим камнем. Настоящая же причина появления здесь валуна, названная учёными как наиболее вероятная, значительно скучнее: ледниковый период, который принёс камень и ”поставил” его на мелкие.
Не исключается и возможность действительной связи камня с войной с монголо-татарами — камнем могло быть отмечено место последней битвы с ними, которое положило конец многочисленным сражениям. И ещё одна научная версия гласит, что камень был чем-то вроде компаса, который отмечал точку восхода солнца и служил полезным ориентиром. Действительно, щели камня, когда в них проникают свет, организуют интересую систему лучей, которая могла иметь практическое применение. Некоторые считают, что эти лучи могли быть даже сигналами для пришельцев, навещающих наши места, но это уже все-таки слишком.

На этом легендарная история Конь-камня не заканчивается. Предположительно, камень долгое время служил местом проведения языческих обрядов. Считается, что ежегодно здесь приносили в жертву одного коня (что также может объяснить название камня). Вероятно, память об этом (а, может, и особая энергетика) отложились, причём настолько, что однажды, когда в эти места прибыл святой Арсений Коневский, он совершил крестный ход вокруг камня и окропил его святой водой, после чего из него вылетели ”тысячи бесов”, которые покинули эти места навсегда. В память об этом в XIX веке здесь возвели часовню святого Арсения Коневского. А сам камень приобрел новые свойства — тоже отчасти, впрочем, языческие. Но считается, что мужчина, побывавший на этом камне, может значительно увеличить или даже вернуть свою мужскую силу. Женщины же приходят сюда, чтобы помолиться об излечении бесплодия — и, говорят, очень успешно.
Хотя местные жители относятся к этим местам неоднозначно. Вроде бы советская власть и здесь прочла лекции о борьбе с шаманизмом в калмыцких степях, и давно уже святой Арсений изгнал бесов из валуна, а все-таки некоторые считают его недобрым местом, которого лучше держаться стороной. Как написал Николай Гумилёв, видевший этот камень, ”Взгляни, как злобно смотрит камень”, ”призванный” из моря друидами. Впрочем, если не малевать на серых, временем отполированных стенах что-нибудь типа ”Киса и Ося были здесь”, то и камень не будет относиться к вам враждебно.

А вот неподалёку от него есть место, которое пользуется и вовсе дурной славой — Ишутинское городище. Это малоизвестное и малоизученное святилище язычников в лесу, где сохранились воронки, предположительно, для сбора воды, а, может, и жертвенной крови, а также площадка для жертвоприношения. Это самое Ишутинское городище и не рекомендуют посещать туристам, приехавшим в эти края, хотя места тут поистине красивые. Возможно, это тоже лишь отпечаток церковных запретов, целью которых было полное искоренение языческих ритуалов.

Конь-камень помнит не только их, помнит ледниковый период, помнит советскую власть, о которой, впрочем, едва ли хранит теплые воспоминания, поскольку в период ее существования камень пытались взорвать, неизвестно, военным ли снарядом или кастрюлей динамита для хозяйственных нужд. Взрыв довольно сильно повредил валун, хотя и не изменил его облика.
Еще одной интересной особенностью камня является то, что, говорят, он уменьшается в размерах, совсем как Синий Камень у Плещеева озера. К сожалению, заверения тех же местных жителей в том, что камень словно бы съёживается из года в год, недостаточно заинтересовали учёных, чтобы проводить замеры. Это тоже можно объяснить — ведь известно, что деревья раньше были выше. Но то, что Конь-камень представляет собой интереснейшее природное явление, заслуживающее внимания, сомнению не подлежит.
Надо заметить, что конь-камнями назывались и просто группы валунов, размещенных на нескольких камнях поменьше. Такие сооружения появлялись как естественным, так и искусственным путём, им приписывались самые невероятные свойства. Вы можете и сами попробовать ощутить их на себе, не боясь негативных эффектов — все-таки они были помощниками когда-то живших народов, а уж посредством ли богов, пришельцев или чего-то еще — не столь важно.
Ксения Кржижановская
Анастасия Берсенева