Можно интересоваться паранормальными и загадочными явлениями на почтительном расстоянии от них — это полезно для здоровья. А как быть тем, у кого такое явление расположено по соседству? Жители Ширинского района республики Хакасия относятся к вопросу философски — пещера Кашкулакская для них, конечно, не место для прогулок, но если не пытаться в неё проникнуть, то и она никого зря не обидит. А обижать пещера умеет серьёзно.
Ещё в советское время по кругам спелеологов и археологов бродили байки на тему ”Пещеры чёрного дьявола”, которая сильно не любила незваных гостей и ”одаривала” их смертью или сумасшествием. Несмотря на это, с каждым годом молва о Кашкулакской пещере разносилась всё дальше, и находились новые и новые смельчаки, пытавшиеся её исследовать.
Слух, рождённый в СССР
Советские времена, уверенный путь к коммунизму, Бог и дьявол придуманы попами, чтобы простой народ дурить.
Группа советских студентов-спелеологов отправляется в пещеру, чтобы посмотреть, что за место такое, куда жители района никогда не ходят, несмотря на самые заманчивые посулы. А посулы, надо сказать, не только рублёвые, выкроенные из скудного бюджета института, но и куда как более масштабные — говорят, что в пещере хранится золото Колчака (да-да, ещё одно место, где якобы закопал свой клад адмирал), или воевавшего в тех местах атамана Соловьёва.
Надо заметить, что чёрным копателям и мародёрам во все времена никакие моральные устои не были препятствием — разрывались курганы, вскрывались могилы, прямо со скелетов снимались кольца и ожерелья. Нет, не найти смельчаков для похода в Кашкулашскую пещеру (хотя известно, что туда наведываются местные жители, но тайно, чтобы получить… исцеление от болезней). А исследовать было бы интересно, поскольку в ней встречаются ритуальные принадлежности, скелеты и прочие важные для историков вещи.
Что ж, не отменять же экспедицию. 20 человек отправляется в пещеру, снаряжённые по всем правилам того времени, готовые к опасностям (ведь в пещере надо быть очень осторожным и готовым к обвалам, пропастям, скоплению опасных газов и многому другому).
Обратно возвращаются лишь две девушки. И те — можно сказать, ”наполовину”. Обе сходят с ума и умирают буквально через месяц после возвращения. Под подушкой одной из них на больничной койке находят странную каменную фигурку.
Получить официальный отчёт об этой экспедиции ни в коем случае нельзя — какие в нашей советской стране могут быть мистические трагедии? Может, девушек изначально и было лишь две, и обе помешались по причине несчастной любви — всякое бывает. А ту фигурку… Кто её видел? История передаётся из уст в уста, но никто не может сказать, было ли это на самом деле.
Проходит полгода, и снова в Кашкулакскую пещеру отправляется экскурсия из 30 человек. Все молодые, но тоже подготовленные, причём уже подготовленные и к встрече с неведомым ужасом. Проводится два спуска — пещера как пещера, ничего страшного. И, как положено в сказке, люди спускаются в третий раз. Ровным счётом ничего не случается, пока они не входят в Грот Скелетов (название, в общем-то, скорее, драматическое, чем отражающее действительность).
После этого все с криками выбегают из пещеры, едва ли не давя друг друга, забыв все правила поведения в пещере. Что произошло? Ровным счётом ничего. Но внезапно всех охватил леденящий ужас, а у некоторых случились галлюцинации. Кто-то увидел медведя с человеческим черепом вместо головы, всего в крови, кто-то — скелеты, горы костей. Но самым ужасным видением оказался старый шаман, который был сильно разгневан вторжением.
Спустя полгода шестиклассник, принимавший участие в экспедиции, кончает жизнь самоубийством. После него остаётся записка, в которой он говорит о дьяволе и каменных норах.
Что ж, мало ли что может показаться страшным ребёнку в пещере, тем более, что по какой-то причине испугались все. А, может, испугался кто-то один, а его паника передалась другим, — вот и результат. Чтобы подтвердить полную безопасность Кашкулакской пещеры, туда отправляется группа именитых учёных — со званиями и выработанным критическим отношением к действительности. Они спускаются в пещеру, проводят исследование — ни шаманов, ни дьяволов, а кости в пещере, по большей части, мелких животных, которые проваливаются в ямы пещеры. Всё нормально, а что в пещерах иногда ”чудится”, факт известный и, в общем-то, объяснимый — темнота, потеря ориентации в пространстве, лёгкая клаустрофобия и т.д.
И вдруг идущий последним в цепи учёный, Константин Бакулин, чувствует на себе чей-то взгляд. Он, по его собственным рассказам, смертельно напуган, но не посмотреть не может. И за спиной он видит шамана в лисьей шапке, украшенной рогами, тот улыбается (но его улыбка вовсе не добрая) и манит гостя за собой. Бакулина спасает лишь то, что все участники экспедиции были связаны в цепочку одной верёвкой, и, когда он подёргал за неё, его быстро вытащили. Бакулин остаётся жив, но, по его собственному признанию, видит щамана ещё долго — уже во сне.
Время идёт, люди по-прежнему приходят сюда. Говорят, что шамана видят до сих пор, хотя больше жертв он за собой не уводит.
Борьба с шаманизмом в хакасийских степях
Учёные и приверженцы различных культов схлестнулись в серьёзной схватке на тему Кашкулакской пещеры — несмотря ни на что, учёные утверждают, что все явления шамана обусловлены климатическими условиями в пещерах, возможными примесями в воздухе и другими причинами. Но тот факт, что периодически люди испытывают там совершенно необъяснимый ужас, остаётся фактом. Потому что не только люди, но и летучие мыши, и даже специально принесённые для эксперимента моллюски демонстрировали недвусмысленные признаки страха в определённые моменты.
Очевидно, что нечто странное в пещере происходит — то, что нельзя объяснить современными научными методами, в том числе сильные и необъяснимые колебания электромагнитного поля. Растения возле пещеры подвергаются различным мутациям, словно находясь в аномальной зоне. После ряда экспериментов учёными было высказано смелое предположение о том, что в забитых льдом гротах Кашкулакской пещеры находится некий транслятор, генерирующий уникальное магнитное поле, которое так воздействует на людей. Ну а чёрный шаман, который появляется перед некоторыми, является голограммой, которую могут воспринимать лишь некоторые, в зависимости от особенностей психики.
А вот те, кто доверяет религии больше, чем науке, сражаются с чёрным дьяволом по-своему. Впрочем, не все боятся пещеры — туда приходят шаманы, чтобы проводить свои обряды (этот обычай жив в Хакасии). На кустах подле пещеры можно увидеть лоскутки одежды — предположительный отголосок древнего обычая вешать одежду шамана после его смерти в другом месте, что косвенно перекликается с легендой о пещере, которая обрела свои чудотворные свойства после того, как туда положили одежду одного из самых могущественных шаманов тех мест.
Там проходят некие ”испытания” мистики-любители. Одно время пещера была буквально оккупирована индусской сектой какой-то самодельной религии, которая не только устроила там нечто вроде священного места, но и весьма охотно собирала с посетителей деньги за вход.
Безденежным давали от ворот поворот, мотивируя ”нечистотой помыслов”. Кроме того, некоторое время отношение к Кашкулакской пещере было насколько серьёзным, что в 2000 году православные священники попытались уничтожить следы древних ритуалов и провести обряд освящения. И сейчас там стоят кресты, а иногда горят свечи, зажигаемые посетителями. А странные явления по-прежнему мучают умы учёных своей необъяснимостью.
Впрочем, некоторые загадки получили своё объяснение — например, беременные женщины приходили в один из гротов, чтобы испить целебной воды, капающей с одного из сталактитов, которая помогала легче рожать. Вода действительно капает, но ничего мистического в ней нет — просто полезные минералы, которых в тех местах с обычной пищей было не получить.
Суровая, но интересная реальность
Сейчас в пещеру можно свободно попасть с экскурсией, чтобы проверить, насколько там страшно (хотя если вы впечатлительны или боитесь замкнутых пространств, то лучше этого не делать, потому что можно не увидеть, но надумать себе много всякого). Тем более что пещера привлекает к себе не только мистическими историями, но и немногими сохранившимися образцами наскальной живописи (увы, их уничтожение — во многом дело рук тех, кто лично планировал поклониться духу пещеры или, наоборот, побороться с ним).
Кроме того, когда-то в пещере были захоронения, сделанные ещё до нашей эры, но большинство человеческих скелетов и даже неплохо сохранившихся мумий было вынесено или уничтожено в результате слишком многочисленных визитов как учёных, так и просто любопытных туристов, остались лишь небольшие каменные оградки. А если вы увидите там кухонную утварь наших дней, не удивляйтесь — она исполняет роль ритуальной чаши, в которой духам приносят мёд и икру.
Ещё вы увидите в пещере сталагмит в форме… в очень недвусмысленной форме, высотой в метр. Фаллосу поклонялись во многих языческих религиях как символу плодородия и новой жизни, поэтому его наличие в гроте вполне объяснимо.
Так что Кашкулакская пещера интересна в первую очередь тем, что в неё устремлялись поколения людей в течение многих сотен лет, признающие наличие некоего феномена в её недрах. Так что у вас есть шанс почувствовать весьма необычную энергетику — хотя бы от знания того, что вы побывали в одном из самых страшных мест на земле.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская