Городу Касимову уже больше восьми сотен лет. Это сейчас он — райцентр в Рязанской области. А когда-то, при татарах, он был столицей ханства, местом встречи интересов двух держав — Москвы и Казани — и встречи двух культур — русского православия и татарского ислама. Город Касимов невелик, однако на улицах его блуждают призраки далекой истории.
Когда-то этот город отошел хану Касиму как подарок князя Василия Темного. С Касимова (тогда — Городца Мещёрского), расположенного в стратегически выгодном месте, удобно было начинать «политическую карьеру», и хан Касим к правлению в своей новой столице подошел весьма основательно. Тогда-то и появилась в Касимове Ханская мечеть. Впрочем, даже это мы не можем утверждать наверняка — одни летописные источники говорят, что выстроена первая мечеть была при Касиме, другие — что случилось это позже, при хане шах-Али.
Этот самый Шах-Али, надо сказать, тоже легендарный человек. Его женой насильно была сделана последняя казанская царица, Сююмбике, которая этой участи не желала и даже пыталась покончить с собой. Когда же царица была привезена в Касимов, жизнь ее стала тяжелой и тоскливой, а чем царица закончила свои дни — и вовсе неизвестно. И после смерти судьба ее незавидна — для Шах-Али в Касимове был выстроен мавзолей, сын царицы от первого брака Александр Сафагиреевич похоронен в московском Кремле, а вот гробницы или могилы самой Сююмбике нигде нет. Была ли она вовсе не похоронена или обстоятельства смерти ее необходимо было скрыть — возможно, когда-нибудь археологи ответят на эти вопросы, однако прошло уже несколько веков, а мы ничего не знаем об этом.

Так или иначе, то здание, что вы можете увидеть на фотографиях или в самом городе — это не то же самое здание, которое было построено в XV-XVI веках. Только сложенный из камня минарет нынешней мечети помнит те далекие времена — и, надо сказать, немало повидал за свою жизнь.
Минарет — это круглая башня с винтовой лестницей внутри. В полагающиеся часы на нее поднимается муэдзин и поет, созывая мусульман на молитву. В городах, где большинство населения — сторонники Ислама, такие люди есть и сегодня. Но, конечно, в прежние времена только для культовых целей высокая каменная башня служить не могла. Минарет Ханской мечети выполнял и функции дозорной вышки.

В XVII веке Касимов вернулся во владения русских царей. Случилось это после прекращения рода касимовских ханов, однако дело было не в том, что какой-нибудь престарелый властитель умер, не оставив наследников. Нет, история вышла более кровавая — ханша Фатима выразила намерение принять крещение, и ее подданные-мусульмане встретили это желание не слишком радостно. И, как это нередко бывает в средневековой истории, вскоре ханша была найдена задушенной. Причем при ее дворе, в общем, никто и не делал тайны из причастности к убийству. Что выгадали таким образом местные политики — непонятно, ведь суверенитета Касимов лишился и вместе с Ханской мечетью стал собственностью православных государей.
Само здание мечети гораздо более новое. Сберегли бы и старое, благо, войны не коснулись этого сооружения, однако в XVIII мечеть была разрушена в мирное время. Говорят об этом так — дескать, Петр I, следуя со своей флотилией по Оке, перекрестился на Ханскую мечеть, издалека решив, что это церковь. И, видимо, так был раздосадован, что приказал храм снести. Было бы еще понятно, если бы на его месте построили церковь — такое в русской истории случалось не раз- однако храм просто разрушили (не тронув, что примечательно, минарета), и место три четверти столетия пустовало. Башню же, вероятно, сберегло уже упоминавшееся нами ее «светское» применение — муэдзин на нее уже не поднимался, а вот дозорные, небось, ходили.
Петр Первый еще раз обратил свое внимание на Касимов, когда вернул из ссылки своего опального шута Ивана Балакирева и в шутку даровал ему чин хана Касимова. Помилованного царедворца уже после смерти господаря наградили бывшим ханским поместьем, и доживал свои дни он здесь.
Когда горожанам было разрешено построить новую мечеть, они, разумеется, взялись за это на старом, традиционном месте — к тому же, и фундамент там уже имелся. Сегодня известны те, кто возводил новое здание — их имена увековечены на одном из камней в стене. Из записи на этом камне, кстати, следует, что строительство было завершено буквально за полтора-два летних месяца.
Построенное в XVIII веке здание было одноэтажным, а второй этаж, придавший Ханской мечети вид, который она сохранила до сегодняшнего дня, появился еще через полвека, и строили его сыновья и внуки прежних строителей мечети. Так несколько поколений касимовских горожан вложили свой труд в постройку храма и остались в городской истории навсегда.
Рассказывают, что в мечети имелся подземный ход, который завалили тогдп, когда строили новое здание или еще позже. Вел этот подземный ход к ханской усадьбе, однако ни предназначения его, ни фактов использования ни официальная история, ни легенды не сообщают. Касимовских ханов в мечети возводили на престол, так что определенное «стратегическое» значение у здания было, но оборонительным сооружением мечеть не являлась и сокровищ в ней не хранили — так зачем кому-то требовалось тайно проникать в нее или покидать здание? Вот еще один из тех, как вы уже поняли, многочисленных вопросов, которые ставит перед нами отечественная история. Найдутся ли ответы? Как знать.
Анастасия Берсенева