В мире есть немало памятников, считающихся самыми страшными, в психологическом смысле. Таких памятников действительно очень много — памятники жертвам войны, катастроф, просто странные и жуткие фантазии скульпторов. Но памятник ”Дети — жертвы пороков взрослых” по праву является одним из самых страшных, если не сказать — кошмарных памятников за всю историю человечества, который производит угнетающее впечатление на фотографиях и совсем уж подавляющее, когда видишь его вживую.
Памятник расположен на Болотной площади в Москве и наводит ужас даже на подготовленного зрителя, поскольку изображённые в нём образы — Проституция, Наркомания, Война и т.д. — и сами по себе неприятны, а автор постарался найти для них практически босховские образы.
Всего здесь 15 фигур, из которых две — дети, окруженные взрослыми пороками. Фигурки детей, нарочито маленькие, показывают, как беззащитны дети перед тем, что преподносит им жестокий мир взрослых. Порочный круг, в котором заключены дети, имеет единственный выход — и это вход для посетителей, то есть нас, людей, которые могут и должны им помочь. Образы пороков, наоборот, сделаны высокими, так, чтобы даже взрослые перед ними чувствовали себя детьми.
Памятник хорош даже не своей пропагандистской задумкой, а именно подбором образов, которые задевают за что-то живое, нутряное, встают перед нашими глазами. Образы пороков — это нечто отвратительное, от чего сложно отвести глаз, это воплощение детских ночных кошмаров, грехов взрослых. Давайте всмотримся в эти жутковатые лики поближе.
Наркомания
Лысый мужчина с хитрым и неприятным лицом протягивает шприц и ”руку помощи”, за спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь. Его угодливая усмешка обещает, что нужно лишь принять его дары, и всё будет хорошо.
Проституция
Нам раскрывает свои объятия полуженщина — полулягушка с отвратительной ухмылкой. Ее красивое тело облачено в нарядную одежду, но в пустых выпученных глазах нет никакого выражения, а ухмылка отталкивает.
Воровство
Свиное рыло в сюртуке странной вихляющей походкой уносит мешочек с деньгами, оборачиваясь: не видит ли кто? И есть в его повадке что-то такое, от чего хочется и крикнуть: ”Держи вора!”, и с отвращением отвернуться.
Алкоголизм
Алкоголизм, как ни странно, представлен парнем даже симпатичным. Тут Шемякин не сказал нового слова, а попросту изобразил жирного пьянчугу, классического Бахуса с кубком и амофорой в руках, восседающего на бочке. Несмотря на одутловатость лица, он похож скорее на доброго дядюшку, чем на злобного врага, и это можно назвать ошибкой автора — в российских реалиях алкоголизм имеет множество других, куда более страшных лиц.
Невежество
Невежество тоже легко узнать среди множества других пороков — осёл с погремушкой в руках и, почему-то, в тельняшке приглашает пуститься в пляс, напоминая нам мальчиков-ослов из сказки ”Пиноккио”. Хотя вид у него вроде бы весёлый и радушный, приятного для взгляда мало.
Лженаучность
Самый непонятный, признаться, памятник. Что подразумевается под понятием ”лженаучность” и почему недостаточно обойтись невежеством, чтобы подчеркнуть, как важны знания, дарящие возможность отличать чёрное от белого? Так или иначе, Лженаучность — искажённая Фемида, со шлемом, надвинутым на глаза, с чем-то средним между ретортами и моделью атома у одной ноги и химерой-марионеткой — у другой.
Равнодушие
Фигура в ”чехле”, в чём-то вроде саркофага, многорукая. Она закрыла глаза, она заткнула уши, сложила руки на груди, и отстаньте все от неё.
Пропаганда насилия
Хитрого вида торговец оружием в высоченной шапке, придающей ему сходство с деформированной ракетой, предлагает нам ”стрелялки” на любой вкус, призывая попробовать, какая же это увлекательная штука — убивать ближнего своего!
Садизм
Этот памятник вовсе не с сексуальным подтекстом, как может показаться. Носорог в рясе со злым и глупым лицом отлично передаёт собирательный образ тех, кто любит мучить слабых, просто потому что может.
Для беспамятных
“А голову ты дома не забыл?!” — словно вопрошает нас гигантская стилизованная гильотина. Но это упрёк не тем, у кого плохая память, а тем, кто забывает свои обещания и тем, кто закрывает глаза на ужасные события, которые померкли только потому, что ушли в прошлое, словно и не дав какой-либо урок.
Эксплуатация детского труда
У входа в маленькую, ”детскую” фабрику стоит фигура с птичьей головой. Руки её раскинуты в приглашающе-недоумённом жесте: ”Я построил фабрику, назначил оплату труда ниже минимальной, что вам ещё нужно?”
Нищета
Хотя классики русской литературы уверяют нас, что нищета, в общем-то, не порок, автор памятника ”Дети — жертвы пороков взрослых” считает иначе, раз поместил его в свой ряд. Старуха с иссохшими грудями и протянутой рукой. Эта фигура вызывает скорее жалость, чем отвращение.
Война
Образ довольно-таки классический, но выполненный хорошо: ещё один ”крылатик” в противогазе, как самый ценный дар, протягивает нам бомбочку. Веселитесь, детишки!
Разумеется, общего описания памятника недостаточно, чтобы проникнуться всей картиной, поскольку с каждым взглядом на фигуры открываются новые детали, которые делают всё ещё более фантасмагоричным и удивительным. По крайней мере, даже у сильных духом людей после его посещения возникает желание сделать что-нибудь, что поможет уменьшить присутствие этих пороков в нашем мире.
Кстати, за этот подбор автор уже подвергался критике, поскольку его монстров сочли слишком жизненными и вылепленными с любовью к порокам, а не желанием их изничтожить. Но разве это не то, что нужно? Впрочем, детям до 12 лет действительно лучше не посещать это место, во избежание неприятных последствий для психики. Например, психолог В.Абраменкова уверена, что такой памятник может быть даже опасен для детей. Но, в сущности, создавался он не для детей, а для взрослых — чтобы те иногда смотрели на то, каким может быть этот мир.
Анастасия Берсенева,
Ксения Вильчинская.