Мудрым и просвещенным народом были древние аланы. Скифов и сарматов, их ближайших сородичей, мы привыкли представлять диким кочевым народом, однако история оказывается удивительнее любых наших фантазий. Аланы как отдельный народ существовали от начала нашей эры и до XIV века, и след их виден повсюду — от Испании до Кавказа.
Западная Европа знает аланов как говорящих по-ирански пришлецов, которые основывали свои города и деревни там, где пожелают, учили готов и германцев конному бою (благодаря которому потом был взят Рим) и оставляли следы своей речи у местных жителей.
Хоть поверьте, хоть проверьте — в современной Европе несколько сотен городов и деревень все еще называются по-алански.
На Кавказе же аланы основали государство, просуществовавшее, покуда его не уничтожил- вместе с большей частью населения — Чингисхан. Аланию называли просвещенной и процветающей страной, а столицу ее, Магас, называли городом сказочным.
Сказкой он предстает и для нас — разрушенный древний город мы никогда уже не увидим в первозданном виде, однако Архызское городище, на месте которого он и стоял, можем рассмотреть в любых подробностях и обойти в нем каждый метр.
Входя в здешние храмы и прикасаясь к их камням, вдумайтесь — тысячу с лишним лет назад здесь, в городе, название которого переводится как «Благочестие», писали на трех языках (когда в Москве и Киеве еще не имели собственной письменности), молились богу так, как этого не делали больше нигде, а жили так богато, что даже дети каждый день носили одежду из шелка. О последнем вам расскажет любой археолог — тому, в какой роскоши жила аланская столица, удивляются до сих пор.
Любители горных прогулок в этих местах знают — на пути часто можно встретить каменные столбы, указывавшие дорогу для купцов и путешественников, которые шли из Китая к Киеву и Риму. Паломники приезжают к церквям — безмолвным свидетелям древнейшей цивилизации.
В Архызском городище всегда немало гостей — от простых туристов и археологов до весьма необычной публики вроде психологов-трансперсоналистов и эзотериков. Чувствуют тут некую энергетику и приезжают ею «напитываться».
Можно сколько угодно сомневаться в том, насколько Архызское городище — сильное, намоленное место. Безусловно, нет стопроцентной уверенности в том, что Магас находился именно здесь. Не убеждает скептиков ни количество храмов, ни размеры разрушенного города и фортификация. Но в этих местах встречаются такие вещи, которые, кроме как особостью, избранностью этого места, и объяснить нельзя.
Десять лет назад в здешних горах обнаружили наскальный лик Нерукотворного Спаса. Вернее, как обнаружили — нашли заново. Еще до Первой Мировой войны эта икона — взгляд Спасителя, проницающий тебя из глубины каменного грота — была известна многим людям.
Знающие и верующие путешественники добирались до нее издалека. Потом, при Советской власти, про икону, как и про многие другие святые места, заставили позабыть, а в наше время она нашлась вновь.
Архызскому наскальному Нерукотворному Спасу, скорее всего, больше тысячи лет. Однако года никак не повредили ему, камень не разрушился, изображение не стерлось.
При дневном свете лик иконы практически не виден, следует приходить в сумерках или на рассвете, чтобы с каменной скалы на тебя взглянул Христос.
Многие рассказывают и о другой иконе в скалах Архыза — изображении Богородицы. Впрочем, ее мало кто видел — она находится в таком неприступном месте, что рассмотреть ее можно только в бинокль с вертолета.
Нашли ее случайно, как вы можете догадаться. Для чего художнику тысячу лет назад было подниматься в такие места, чтобы писать икону, которую никто не увидит — загадка, на которую мы вряд ли узнаем ответ.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская
Фотограф Тимур Агиров. В его блоге вы можете найти детальную информацию о Нижне-Архызском городище с подробным фотоотчетом о путешествии.