Заславль – один из самых красивых старинных городов Беларуси. Он был основан в X веке нашей эры и история его достаточно богата и интересна. Создал его князь киевский Владимир, взявший в жёны прекрасную Рогнеду, дочь князя полоцкого Рогволода. Хотя и прекрасна была она, брак был больше политическим актом, а потому довольно скоро после рождения сына начали ссориться Владимир и Рогнеда.
И однажды настолько опротивело женщине всё это вот семейное – муж, за которого замуж выдали силком, храпит под боком, за окнами горницы – город чужой, хоть и стольный, – что взяла она меч и занесла над спящим супругом, намереваясь избавиться от него раз и навсегда. Однако чуткий Владимир проснулся, отобрал у Рогнеды меч и попытался, в свою очередь, решить наболевший семейный вопрос самым радикальным способом. Но малолетний тогда ещё сын их Изяслав встал между родителями и строго наказал отцу не обижать его мать. Смирился Владимир, отступил перед наследником, а вскоре сослал Рогнеду и Изяслава в город Заславль, где они, впрочем, жили – не тужили, а Изяслав вырос совершил ещё немало добрых подвигов.
Но вообще-то о Заславле можно говорить и говорить, а нас интересует городище «Замэчак» — оно входит в многие экскурсии по Заславлю, поскольку тесно связано с его историей – и историей Рогнеды и Изяслава, которую мы кратко рассказали выше. От городища Замэчак осталось не так-то много – сейчас это, в основном, памятный крест, установленный в центре полянки. Хотя изначально Рогнеда (как и вся аристократическая верхушка того времени) была язычницей, попав в Заславль (тогда ещё – Изяславль), она вскоре приняла постриг, в честь какового события крест и установили. А в конце XX века здесь был построен памятник, отмечающий дату тысячелетия православной церкви в Белоруссии.
Само городище было, как теперь можно судить, невелико – его внутренняя площадка была диаметром не более 100 метров, окружённая рвом (без воды, но широким и глубоким, так что его преодоление не было для потенциального противника лёгкой задачей) и обнесённая стенами (из дерева, так что от них остались только намёки). В городище многократно проводились подробные раскопки, которые велись параллельно: наведывали эти места и археологи, и охотники за сокровищами прошлого.
И тех, и других привлекала легенда о том, что именно на месте городища была похоронена Рогнеда, однако это не так, хотя кое-какие следы жизнедеятельности людей (немногочисленные – когда-то Заславль и Замэчак изрядно потрепал сильнейший пожар, который слизал город чуть ли не целиком) здесь были обнаружены, но никаких следов захоронения знатной дамы не было.
В любом случае, после кончины Рогнеды и Изяслава случился тот самый фатальный пожар, который сделал Замэчак бесполезным для заславских князей, а потом, спустя два столетия, он перешёл к княжескому роду Глебовичей, которые занялись этим местом вплотную и построили новый крепкий замок, построили церкви, Рыночную площадь – которая, как это всегда бывает, стала центром города, словом, привели город в приличный вид.
Довольно долго Замэчак был городом-крепостью, окружённым рвом, в котором происходили все важные события, а затем постепенно все ключевые событие перешли в имение Заслав, вокруг которого и начал формироваться тот красивый город, который мы можем видеть сегодня. В Заславле, кстати, можно увидеть памятник Рогнеде и её сыну, прославляющий силу материнской любви, которая помогла Изяславу вырасти действительно – славным князем.
Сейчас рассматривается возможность превращения Замэчка в историко-культурный центр. На месте городища предполагается воссоздать постройки, которые были здесь в расцвет жизни городища – бастионный замок (или хотя бы его уменьшенную копию), хозяйственные постройки, из которых получился бы отличный музей и т.д. Само же городище предполагается обнести стеной, как это тоже было в его истории. Такой архитектурный ансамбль позволил бы привлечь немало туристов – как из числа тех, кто интересуется средневековой историей, так и просто романтиков этой эпохи.
Надо заметить, что, посещая Замэчак – хотя с ним не связаны никакие мистическо-языческие легенды и даже дух Рогнеды не выходит в сумерках к центру полянки – в полной мере ощущаешь дыхание времён. И, чуть зажмурившись, несложно представить, как гуляют в окрестностях опальная жена князя киевского с сыном, как где-то стучат топоры, возводя терема, кричат оставшимся на берегу рыбаки, возвращающиеся на челнах с уловом, кличут домой бабы детей «вячэраць» («ужинать» по-белорусски – прим. авт.) и как с первыми звёздами спускаются на землю древние языческие боги.
Берсенева Анастасия,
Кржижановская Ксения