Советская власть была «гуманна» ко всем, даже к врагам, не говоря уж об их детях. Как говорится в старом анекдоте Владимира Ильича: ”А мог бы и полоснуть!”. Ведь что делать с детьми врагов народа, которые еще были в недостаточно зрелом возрасте, чтобы публично отказаться от своих родителей (зачастую не только с согласия, но и по мольбе последних!)? Стрелять? Нет, это не наш метод. Для них действовал отдельный изолятор НКВД, чтобы не смешивать их с правильного происхождения пионерами в чистых белых рубашках, мастерящими скворечники.
Детям из изолятора НКВД было не до скворечников — если они и высматривали птиц в синем небе, то чтобы сбить их, если повезет, рогаткой и съесть. Впоследствии у стен Даниловского монастыря, а именно там был детский изолятор, нашли множество останков детей, умерших от голода и болезней…
В XIII веке Данила Александрович — сын князя Александра Невского, стоя на берегу Москвы-реки, решил, что здесь неплохое место для монастыря, куда добрые христиане приносили бы яйца на Пасху и приходили бы молиться. Так началась история Данилова монастыря, которая оказалась вообще непростой, поскольку в разные периоды своего существования он то засыпал на время, то вновь возрождался.
Основателя монастыря это так огорчало, что покойный Данила то и дело являлся царям, чтобы напомнить о печальной участи созданной им обители. Впоследствии, когда Данилов монастырь стал одной из стратегически важных точек, был укреплен кирпичными стенами, его жизнь мало-помалу устоялось.
Еще при советской власти Данилов монастырь играл политическую роль в жизни российских церковников — какое-то время там пребывали ”оппозиционеры” официальной церкви, а богослужения проводились вплоть до 32-го года (до тех же пор там хранились мощи Данилы Невского, которые затем пропали).
Следом наступили 30-е годы, когда оппозиционерами и врагами стали абсолютно все церковники, и тогда-то монастырь послужил отличным местом для создания детского изолятора. После его закрытия монастырь служил для кое-каких хозяйственных нужд, но не слишком долго.
И только при Брежневе монастырь стал возрождаться к прежней жизни, с 83-го года начались реставрационные работы и вновь стали проводиться богослужения. Затем туда начали свозить мощи, восстанавливать церкви. Возле монастыря их три — Храм Святых отцов Семи Вселенских соборов, Троицкий собор, колокольня Симеона Столпника. Кроме того здесь находятся поминальная часовня и Надкладезная часовня, резиденция Патриарха и хозяйственные здания монастыря.
Когда-то на территории Данилового монастыря находился некрополь, где был похоронён Николай Гоголь (и не только он, но и Валентин Перов, Рубинштейн и другие знаменитые люди тех времен). Интересно, что при жизни Гоголь больше всего боялся быть похороненным заживо. И спустя десятки лет, когда погост сносили, останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище. И, когда могилу вскрыли, оказалось, что скелет… лежит лицом вниз. Напророчил ли Николай Васильевич свою страшную судьбу или же это просто приукрашенная действительность — уже неизвестно, но звучит вполне загадочно. Впрочем, и без урбанистических страшилок монастырь популярен у туристов, настолько, что в его комплексе специально построена гостиница ”Даниловская”.
Теперь ничто не напоминает о самой страшной части его истории, о десятках расстрелянных священников и просто репрессированных людях, о заморенных голодом детях, которые были виноваты лишь… нет, не в том, что родились не у тех родителей, а не в то время. Так получилось, что «жизнь» монастыря всегда была беспокойна, а память о печальных и великих событиях его развития навсегда останется в стенах древних и заново отстроенных.
Адрес: Россия, 113191, г. Москва, Даниловский вал, 22 (м. «Тульская»).
Телефоны: (495) 955-67-88, 955-67-90.
Анастасия Берсенева
Ксения Вильчинская