Храм Христа Спасителя — известное православное здание в столице России. Идея его создания как символа победы над французскими войсками появилась в 1812 году. В следующем году фундамент будущего строения заложили на Воробьевых горах.
Изначально его планировали создавать по чертежам А.Л. Витберга, конкурсанта-победителя. По его замыслу всю поверхность Воробьевой горы планировалось занять нижним этажом строения. В ней хотели разместить склеп отдавших свои жизни в борьбе с Наполеоном. Ко второму этажу должна была вести колоннада. Планировался и третий этаж в виде ротонды. Однако задуманное не было реализовано. Сначала Николай I высказал недовольство архитектором, а затем, в 1827 году пошло оседание грунта на горе. Стройку остановили.
В 1832 году утвердили другой проект. Автором очередного шедевра стал К.А.Тон. Где будет располагаться церковное здание, решал сам Николай I. Правитель выбрал участок земли, принадлежавший Алексеевскому монастырю, который по его приказу переместился в Красное село. Есть поверье, что настоятельница, получив эту новость, произнесла: «Быть сему месту пусту!». Достоверность этого факта не подтверждена, но случилось все именно так.
Сбор денег на стройку православного сооружения велся во всех российских церквях. Внушительную сумму выделили из казны — около 15 млн. рублей. В 1839 году заложили фундамент, и строительство началось.
Храм возвышался на 103,5 метров (не считая креста – 8,5 метров). Стены укладывались кирпичом и местами белым камнем. Облицовывали их мрамором из Италии и прочими дорогостоящими материалами. В коридорах, опоясывающих сооружение, располагались более ста мемориальных плит из мрамора с данными о военных событиях 1812 года и двух последующих лет.
Стиль постройки здания был византийским. Фасады украшались мраморными барельефами с изображениями сюжетов Священного Писания. В их создании принимали участие Клодт, Логановский и Рамазанов. Крупный купол в центре располагался на красивом зеркальном барабане. Четыре главы на колокольнях были позолочены. Самый огромный из четырнадцати колоколов имел вес 27 тонн.
Впечатляющим было и оформление помещений. Низ стен украшали мозаики и мрамор. Вверху находились работы известных художников: Верещагина, Сурикова, Маковского, Бруни, Тюрина, Седова, Крамского, Семирадского и прочих. В декорировании помещений использовалось много позолоченной бронзы. Основной иконостас был выполнен в виде красивейшей мраморной часовни из 8-ми граней. Увенчан он был бронзовым позолоченным шатром.
Праздник открытия Храма пришелся на 26 мая 1883 года. В этом году короновали Александра III. На празднике присутствовала вся императорская семья, важные гости из зарубежных государств. Особо на торжество пригласили ветеранов войны.
Вокруг здания храма создали площадь. К мосту шла набережная. Был организован сквер. На лестнице, ведущей к реке, располагалась «иордань». В 1912 году в сквере поставили памятник Александру III, созданный Опекушиным. Через 6 лет его уничтожили. Сегодня недалеко от православного здания располагается памятник Александру II.
Строили храм Христа Спасителя около 50 лет. Такой же временной срок он действовал. В 1918 году власти перестали его содержать. Образовалось благотворительное «Московское братство Храма Христа Спасителя», которое продолжало поддерживать храм как представительство православия в России.
В 1920 году в газетах появилось массовое осуждение и выражение сомнения в художественных достоинствах здания. Аргументировалось это мнениями популярных, но далеких от искусства, и в частности от архитектуры людей: Герцена и Демьяна Бедного. Лишь через 30 лет после ликвидации православного храма кто-то вспомнил о его значении как памятника нашей победе. Газеты вновь начали положительно отзываться о здании, которого уже не существовало.
В 1922 году на месте храма решили создать Дворец Советов как символ начала новой жизни. Другой целью уничтожения храма было присвоение его ценностей.
Сначала разобрали позолоченные купола. Сделать это получилось лишь после нескольких взрывов, так как построено здание было основательно. Немногие скульптуры, оставшиеся целыми, затем вмонтировали в стену Донского монастыря.
Храм разрушили. Началось строительство Дворца Советов по чертежам Иофана. Процесс шел не быстро. В 1941 году он остановился совсем. Оставшиеся сваи растащили на городские нужды. Затем здесь появился большой бассейн «Москва».
В 1989 году родилась идея восстановить храм Христа Спасителя. В 1994 году приступили к ликвидации бассейна. А 1995 год стал началом возрождения первоначального внешнего вида храма. В 2000 году его достроили. В обновленном здании расширили цокольный этаж и разместили там музей, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и разные отделы технического характера. От старого здания остались памятные доски, части основного иконостаса.
Видео Храм Христа Спасителя
Сейчас храм Христа Спасителя — кафедральный собор г. Москвы.
Ирина Орхидея