Сказки про великанов и гномов, драконов и прочих удивительных существ – поначалу нам казалось, что это просто истории, выдуманные для забавы, но история подбрасывает нам всё новые доказательства того, что все эти сказки создавались на основе реальных событий.
Где же могут жить гномы? Где-нибудь в немецких тихих деревеньках, в каменных домиках – доброму бюргеру по колено, с фарфоровыми трубками, колпаками, высаженными вокруг домиков кустами роз, с маленькими улыбчивыми женщинами в накрахмаленных фартуках? А, может, как у Эптона Синклера – в американских лесах, отправляющиеся в путешествие на специальном гномобиле, с крохотными порциями мороженого и напёрсточками вместо стаканов? Или где-то в лесах той же Германии, у скал, где добывают руду, напевая милые песенки, пока Белоснежка варит им кашу и готовит шницели? Или где-то в лесах Шотландии прячут и перепрятывают свои сокровища, начищают золотые пряжки и водят по ночам хороводы?
А что, если гномы жили гораздо ближе, чем мы могли себе представить? Например, в Тюменской области. Поверить в это сначала трудно, но тому есть самые убедительные доказательства. А конкретно – в Тобольском заболотье были найдены древние курганы. Хотя сам по себе факт давно появившейся жизни в этих местах неудивителен, но находки в курганах заставили учёных задуматься. Первые раскопки были проведены здесь, в общем-то, случайно – охотники, бродившие в лесах возле Тобольского заболотья, обнаружили курганы, которые выглядели как совершенно обыкновенные холмики, разве что маленькие. Поначалу они не обратили внимания на холмики – ну что там, холмики и холмики – но потом совершенно случайно один из них обнаружил крошечный череп. Он был настолько маленький, что поначалу его приняли за собачий – и, хотя факт нахождения столь оголённого черепочка в лесу был несколько странен, тому, кто нашёл череп, не показалось это странным. И только его спутник обнаружил, что у черепа странная форма – практически человеческая, только меньше даже, чем у ребёнка.
С этого момента и начинается главная история. Как выяснили – в первую очередь любители истории, а потом уже учёные – на Тобольском кладбище были похоронены только маленькие люди, карлики. Причём в количестве достаточном, чтобы опровергнуть теории о том, что здесь могло быть детское кладбище или, к примеру, какое-нибудь ритуальное кладбище, куда свозили лилипутов со всей округи. А, сопоставив находку (правда, кладбище не подвергалось пока детальному исследованию, поэтому никаких подробностей о жизни малюток-пивоваров – или земледелов, или кем они были – у нас пока нет) с ходящими здесь легендами, учёные смогли восстановить примерную историю о карликах, когда-то населявших Тюменскую область.
И история это, надо сказать, не очень весёлая. На болотистых местах жил маленький народец, на одной лошади катались по двадцать человек разом. В память местных жителей они вошли как люди, воевавшие с журавлями – и это не какая-нибудь поэтическая метафора. Яйца водившихся здесь серых журавлей были значимой частью рациона карликов, поэтому они по весне с палками и другим нехитрым оружием отправлялись штурмовать гнёзда, и часто поиск яиц превращался в нешуточную битву. Ещё занимались они собирательством, в меру сил – земледелием, а вот с торговлей у них было плохо. Но это и неудивительно – ведь таким людям было не с руки появляться там, где были люди побольше. Жили худо-бедно, но, наверное, не хуже других.
А потом пришла в город карликов беда. Правда, какая – над этим исследователи ещё спорят. Кто-то говорит, что пришли сильные морозы, которые проморозили землю, а весной превратили всю округу в страшное болото, затопив поля и нехитрое имущество маленьких жителей. Тогда они подумали-подумали – вряд ли им дали бы жизни в других местах, а, может, попросту не могли они выбраться из непроходимых топей – да и кинулись в воду всем племенем. Другая версия гласит, что на земли карликов пришло конкурирующее полноразмерное племя, которое не собиралось щадить пленников, несмотря на их маленький росток, после чего лилипуты вырыли яму, создали сруб, на который набросали земли, а потом подрубили столбики, похоронивши себя заживо. Впрочем, эта версия могла родиться и в пересечении с историей о чуди белоглазой, которая под землю ушла. В любом случае, больше никто маленький народ здесь уже не видел.
Как выглядели эти люди при жизни? Увы, реконструкция черепов и описания в легендах не дают нам картины трогательных розовощёких гномиков. Были они круглоголовы, приземисты, к тяжёлым работам, вероятно, мало приспособлены, что даёт невесёлую возможность предположить, что слишком долго их популяция без смешивания крови с другими народами всё равно бы не продержалась. Впрочем, более детально исследовать останки у учёных сейчас нет возможности – как сообщается, те, кто впервые наткнулся на миниатюрные черепа, закопали их там же, чтобы не нарушать покой местных жителей, кем бы они ни были.
Древнее захоронение в Тобольске на карте
Возможно, и не стоит в прямом и переносном смысле раскапывать историю племени карликов – в конце концов, жизнь у них была непростая, а смерть в любом случае – невесёлая, так что покой их, длившийся сотни лет, может оставаться прежним. Впрочем, есть и ещё одна версия, согласно которой вся история от самого начала до конца является чистой выдумкой, созданной «жёлтыми журналистами» для увеселения почтенной публики. Однако верить в это – несмотря на драматизм событий, описанных в легендах – почему-то не хочется. Тем более что историки и ранее предполагали возможность существования сибирских карликов. Кто знает, может, кто-то из их поколения выжил, и сейчас в Тюменской области по ночам тихие-тихие, осторожные, пожелавшие однажды и навсегда остаться незаметными, бегают маленькие люди, собирают журавлиные яйца, едят ягоды, как мы – яблоки, ведут своё маленькое хозяйство и не попадаются нам на глаза, потому что первый опыт столкновения с большими пришельцами оказался для них печальным.
Кардинала Серая, Анастасия Савиных