Немного на земле найдется мест, подобных Китовой аллее, уникальной в своем роде (из костей животных сооружались объекты и раньше, но совсем иные). Святилище эскимосов, созданное в непростых северных условиях, выглядит необыкновенно, как нечто неземное.
Расположена Китовая аллея на Чукотке, на острове с труднопроизносимым названием Итыгран. Она представляет собой аллею из симметрично ”посаженных” в землю костей гренландских китов. В качестве строительного материала использовались челюсти и черепа (как подсчитали учёные, всего в расчленённом виде в стройке принимало участие не менее 50 взрослых китов).
Можно себе представить, насколько непростым было сооружение аллеи, если учесть, что одна кость высотой примерно 5 метров. А в некоторых из них есть отверстия искусственного происхождения. Поскольку черепа и кости челюсти находятся на некотором отдалении друг от друга, то, вероятно, ранее аллея была более масштабной, чем в те дни, когда началось её исследование. Но и по сохранившимся объектам можно понять, что Китовая аллея создана очень точно и аккуратно, возможно — по заранее созданному плану.
Итак, много веков назад жители Чукотки постарались изо всех сил, чтобы создать своё святилище. По нему ведет вымощенная камнями дорога, которая заканчивается окруженной крупными валунами площадка с очагом в центре. Однако все эти объекты пока ни на шаг не приблизили учёных к ответу на главные вопросы: кто и зачем создал Китовую аллею?
Понятно, что она имела ритуальное значение, но вот какое именно — ещё загадка. Даже в легендах местных жителей не сохранилось внятного ответа. Зато, если обращаться к ним, то можно узнать, что остров считался главным хранилищем мяса, но, чтобы открыть ”мясную яму”, нужно быть шаманом.
По другой версии Китовая аллея стала местом битвы ”летающих шаманов”, но в чём заключалась эта битва и кто победил, история, увы, не может ответить.
Также Китовую аллею считают чем-то вроде местного Колизея — упомянутые выше отверстия могли служить для испытания силы и ловкости охотников, возможно, таким образом проходил отбор в привилегированную касту добытчиков.
Китовая аллея имела не только религиозное, но и вполне утилитарное назначение — кое-где между костей расположены остатки хозяйственных ям, где хранилось добываемое на охоте мясо. Надо заметить, что его действительно было много, и антропологи-историки полагают, что здесь пировали не только шаманы, но и все участники племён (мужского пола).
Кроме того, есть мнение, согласно которому Китовая аллея была и хранилищем, и святилищем, и спортивной площадкой… но главное — местом встречи участников первых ”профсоюзов” охотников на китов и рыболовов вообще. А хранимые черепа считаются отметками для причалов лодок, чтобы представители этих профессий из разных племен могли легко найти дорогу, встретиться, обсудить проблемы и конфликты, а затем устроить общий пир.
В любом случае сам факт наличия такого объекта, как Китовая аллея, свидетельствует о том, что анекдоты про чукчей — не более чем глупый стереотип, потому что в непростых условиях они смогли создать достаточно сложную инфраструктуру, которая присуща более высокоразвитым цивилизациям, а также совершить одно из главных действий в истории развития человечества — объединиться, чтобы выжить, а не пытаться отобрать последнее у соседей. Так что Китовой аллеей можно восхищаться хотя бы за то, что она символизирует готовность к сотрудничеству и взаимопомощи, а также ”решение вопросы разговорами, а не кулаками”.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская