Во все времена мужчины дарили своим любимым женщинам подарки, но иногда они были поистине царскими. Петр Первый подарил своей жене Екатерине не мелочась практически целый городок. Этот город на протяжении своей богатой истории носил разные названия: Саарская мыза, Детское Село, Царское Село, Пушкин. И во все времена главной его достопримечательностью был Екатерининский дворец с огромным парком, украшенным статуями, клумбами, фонтанами, историческими постройками.
Порадовавшись подарку, императрица забыла о нем на семь лет, но уже в 1718 году здесь развернулась стройка. Через несколько лет гениальный градостроитель Браунштейн завершил постройку двухэтажного здания, которое в то время называли «каменными палатами».
В 1741 году дворец перешел во владение Елизавете, она пригласила Растрелли для перестройки и расширения дворца. Растрелли спроектировал известный лазоревый фасад дворца, который впоследствии стал его визитной карточкой. Внутренние залы, переходя из одного в другое, образовали Парадную анфиладу. Такая планировка была использована впервые при постройке дворца. Позднее точно так же был построен Зимний Дворец. Надстроили третий этаж. С севера пристроили церковь, которая украшала постройку своими золотыми куполами, а с юга – парадное крыльцо. Украшения и ворота дворца были запечатаны личным вензелем Елизаветы «E I».
Время бежало. Эстафету по благоустройству дворца подхватила Екатерина Вторая. Для его украшения и оформления она пригласила Чарльза Камерона, чье творчество очень ценила. Он создавал новые убранства дворца в стиле, напоминающем греческий. Александр Первый, внук Екатерины Второй приказала отразить свою победу над Наполеоном в оформлении комнат дворца. Над этим проектом трудился русский архитектор Стасов В.П. В шестидесятых годах девятнадцатого века Монигетти пристроил к дворцу парадную лестницу и на этом преобразования и строительные работы во дворце были закончены. Грандиозная стройка, которая длилась более ста лет, завершилась.
Что же получилось в итоге? Войдя в палаты дворца, попадаешь в величественный Тронный зал, который так же именуется Большим. Огромные палаты потрясают своими размерами, это самые большие палаты не только Екатерининского дворца, но и самый большой зал среди всех дворцов Петербурга. Это прямоугольник 47 м на 18 м. Ценный паркет с художественным оформлением придает залу роскошный вид. Плафон закрывает весь потолок затейливой росписью в стиле аллегорий. Уникальный картинный зал и Янтарная гостиная работы Растрелли являются драгоценными жемчужинами дворца. Бесконечные залы с огромными окнами идут один за другим и объединяются с парком, создавая неподражаемую Парадную анфиладу. Идя сквозь залы непременно нужно остановиться и осмотреть Синий и Серебряный кабинеты. Далее идут роскошные гостиные Лионская и Арабесковая, столовая, называемая Кукольной и знаменитый Китайский зал. Эти убранства задуманы и воплощены в жизнь гениальным архитектором Чарльзом Камероном. Они сочетают в себе простоту линий, изысканность и роскошь. Для императора Павла архитектором были спроектированы и построены в голубом стиле Парадная и Китайская гостиные, обеденная зала в зеленых тонах с помещением для официантов, спальня жены царя. Александр первый велел построить Парадный кабинет в честь разгрома войск Наполеона, так же к нему было пристроено несколько помещений. Камерон вложил в строительство и украшение дворца много сил и своего недюжинного таланта. Даже теперь, спустя столетия, его работы восхищают и вызывают глубокий эмоциональный отклик.
Отдельного разговора заслуживает знаменитая на весь мир Янтарная комната. Подарил ее царю Петру Первому король Пруссии. Были подарены панели, отделанные янтарем. Екатерина решила украсить ими комнату в своем дворце, но так как комната оказалась больше и оставалось пустое место, то были заказаны дополнительные янтарные панно в Германии, по записям на них ушло почти 500 кг янтаря. К 1770 году комната, отделанная янтарем, была закончена и завораживала своей красотой многие поколения. Трехъярусные панно украшали стены, в самой комнате располагались янтарные украшения и предметы быта и интерьера, сделанные немецкими мастерами в 17-18 веке. Великолепие комнаты требовало тщательного и сложного ухода, поддержания определенной температуры и влажности. Сами панно отличались хрупкостью и сложностью в транспортировке. Все это сыграло поистине роковую роль в судьбе Янтарной комнаты. Во время второй мировой войны комнату побоялись разобрать и эвакуировать и оставили во дворце. Дворец был захвачен фашистами, и они вывезли Янтарную гостиную. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
На сегодняшний день из всего убранства комнаты сохранилось всего лишь одно панно и комод. В исчезновении Янтарной комнаты есть что то мистическое. Она как в воду канула. Будем надеяться, что лишь для того, чтобы внезапно где то всплыть. Когда стало ясно, что поиски ни к чему не ведут, то было принято решение восстановить комнату и в 1983 годы начались работы в этом направлении, которые были закончены лишь по прошествии 20 лет. Восстановление янтарной комнаты – одно из самых значительных событий в культурной жизни России.
Анастасия Берсенева