В Свердловской области в районе станции Дидино находится уникальный исторический объект – заброшенный Дидинский туннель. Когда-то давно через него следовали поезда по маршруту Екатеринбург – Дружинино. Возвращался же поезд другим, более длинным путем.
Туннель выглядит фундаментально. Въездные порталы построены в средневековом стиле в виде крепостных башен с бойницами. Если смотреть издалека, можно не заметить ничего особенного. Но стоя рядом невозможно не ощутить мощь и тяжеловесность данного строения. Сложно поверить, что все это выстроено вручную, почти без применения техники. Невольно проникаешься уважением к создателям этого невероятного творения.
После закрытия туннеля рельсы были разобраны, сейчас здесь можно увидеть лишь насыпь. В подземелье есть пара отводных туннелей. Сверху предусмотрена вентиляционная шахта.
Впервые поезд проехал здесь в 1918 году. В те времена туннель имел важное стратегическое значение. Здесь шли эшелоны Колчака, отступая в Сибирь, откуда возникли мифы о припрятанных в этом районе Белым командованием огромных богатствах.
Завершающий маршрут состоялся в 1995. Длина туннеля — 1123 метров. Если посмотреть внутрь, можно увидеть свет, идущий из другого конца. Но туннель не идеален. Его строительство началось сразу с обеих сторон, и когда строители сошлись посередине, выяснилось наличие небольшой погрешности. По слухам главный конструктор туннеля совершил самоубийство в день, когда сдавался проект. Подобный просчет считали недопустимым в его профессии. Хотя погрешность была исправлена и туннель был действующим долгие годы.
Намного более серьезным упущением является неверный выбор места сооружения. Подземные воды, подходящие высоко к поверхности, постоянно размывали туннель. Дренажные системы не справлялись с таким напором. По этой причине туннель и был признан не действующим. В нем и сегодня стоит вода, причем замерзшая. По краям у входов в строение в теплое время года более-менее сухо, а в середине всегда повышенная влажность и низкая температура. Зимой дно туннеля покрывается толстым слоем льда. А в центре лед не тает вообще. Даже в самую сильную жару температура внутри строения не поднимается выше 10 градусов.
Водоотводящая система туннеля давно не работает, в связи с чем, внутри есть провалы и колодцы. Спустившись в один из них можно исследовать древние коммуникации и шахты.
Передвижение по туннелю крайне опасно. Можно провалиться в колодец, бывают и внезапные обвалы. С потолка иногда падают кирпичи. Сооружение в аварийном состоянии. Раньше его закрывали с обеих сторон решетками, но сегодня вход доступен всем. Рядом встречаются открытые колодцы, оставшиеся после разборки рельсов. Их не сразу можно заметить, что делает передвижение в этом районе весьма рискованным.
Дидинский тоннель на карте
Добраться до туннеля можно на электричке маршрутом от Екатеринбурга до Дружинино. Выходить — на 1590-м километре. Выйдя с электрички нужно пройти вниз по поселку до виднеющейся насыпи, где когда-то располагались рельсы. Затем нужно повернуть направо, и через пару сотен метров покажется вход в туннель.
Анастасия Берсенева