Царь-колокол — это один из величайших представителей наследия русской истории, дошедший до наших дней. Величайший как по своим размерам, так и по истории. Царь-колокол — когда произносишь эти слова, кажется, будто так и видишь медную или там бронзовую махину, которая блесит всеми своими круглыми боками, наводя ужас на усатого турка с пушечкой (образ врага вообще).
И, в общем-то, так оно и есть. Царь-колокол представляет собой абсолютного рекордсмена в 200 тонн, который является уникальным в своем роде, поскольку больше ни в одной стране мира не отливали колокол высотой и диаметром в более чем 6 метров. Убедиться в его масштабности можно, посетив Московский кремль, побывав возле колокольни Ивана Великого. Со времен установки и до наших дней он остается одной из самых популярных достопримечательностей у иностранцев, которые охотно фотографируются с Tsar Kolokol.
Вообще, у русских колоколов, как и у любых царей, есть своя династия. Начинается она с Царь-колокола XVII века — аккурат в 1600 году Борис Годунов повелел отлить колокол, равных которому не было на земле. Заказ принял мастер Андрей Чохов, создав 40-тонный колокол, ставший первым царем. По сравнению с 200-ми тонн нынешнего царя это кажется не таким уж существенным, но если представить, что, чтобы ударить в такой колокол, нужна была одновременно сила более 20 человек, понимаешь, что все относительно. Поэтому в Царь-колокол (который был еще назван Большим Успенским по названию монастыря, в котором он был повешен) били крайне редко, в случае самой крайней нужды.
Строго говоря, сильные частые удары могли не только оглушить, но и резонансом снести напрочь саму колокольню. В результате колокол все-таки упал, когда тогда еще деревянная Москва горела, убив и ранив при этом несколько человек. Однако остатки Большого Успенского бережно сохранили, после чего в середине XVII века, а, точнее, в 1652 году из них мастером Данилой Даниловым был отлит новый Царь-колокол, весом уже в 130 тонн.
Но он прослужил значительно меньше своего предшественника — всего год, а затем упал и разбился во время рождественских праздников. Данилов пережил свое главное детище всего на полгода, умерев во время эпидемии чумы. Остатки колокола, как водится, сохранили, и спустя год Александр Григорьев берется за создание колокола, который бы превзошел своих предшественников во всех отношениях.
Действительно, новый Царь-колокол был весом уже в 160 тонн, с голосом, ”подобным грому небесному”, с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. Но и его в XVIII веке постигает судьба предшественников: Кремль горит, сгорает звонница у Ивана Великого, колокол разбивается.
Проходит еще почти 30 лет, во время которых Кремль заново отстраивается и обходится сравнительно малыми колоколами, и вот царица Анна Иоанновна приказала восстановить предыдущий колокол. Вопреки традиции того времени (и согласно традициям времени нашего) для выполнения этой работы искали человека, который бы смог отлить колокол за рубежом. Однако взялся за нее все-таки свой, местный мастер Иван Федоров и его подмастерья.
Работа над этим колоколом велась очень тяжело — вначале долго утверждали план, затем в мастерской, устроенной на Ивановской площади, случился пожар. Иван Федоров не смог закончить свою работу из-за кончины, поэтому ее продолжил его сын. Потом еще один пожар прервал работу над уже практически завершенным колоколом — во время тушения пожара на колокол попала вода, и от него откололся огромный кусок. Причем спасать колокол сбежались всем народом, но, к сожалению, не уберегли.
В результате колокол так и остался незавершенным на почти целый век, в Москве пылали военные пожары. Но вот ушли французы — и только тогда Царь-колокол, пролежавший столько лет в литейной яме, был водружен на свое место. Правда, уже не на колокольню — печальный опыт прошлых лет показал, что это довольно затруднительно — а на постамент, и уже эту работу выполнил иностранец Август Монферран, инженер.
Колокол приобрел свой нынешний вид — фигуры Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, орнаменты и фигуры святых в медальонах украшают его поверхность, осталась и память о мастерах, которым не удалось завершить эту работу — Иване Федорове и Михаилу Ивановичу Моторину (в виде надписи). Перед революцией царская семья одобрила инициативу по созданию колокольни для Царь-колокола, но она так и не была реализована. И уже в наше время небезызвестный скульптор Зураб Церетели планировал отлить еще больший колокол, который занял бы свое место в специально построенной колокольне, но этот проект так и не был доведен до конца.
Судьба колоколов в российских храмах вообще заслуживает отдельного внимания. Конечно, рассмотренные нами царь-колокола являются самыми большими, но и остальные знаменитые голоса колоколен были не так уж малы — 32 тонны, 64 тонны и т.д. Все эти колокола имели свои названия, но, к сожалению, немногие из них дошли до наших дней — часть пострадала при пожарах, часть была снята и разбита во время революции, часть переплавили на пушки. Кстати, среди красот кремля есть и настоящая царь-пушка, почитать о которой вы можете ЗДЕСЬ.
Сам Царь-колокол, к сожалению, невозможно восстановить — сплавить отломанный кусок с основой можно, но звучать он все равно не будет. Сейчас Царь-колокол безмолвно стоит на московской площади, но, быть может, когда-нибудь все-таки заговорит.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская