Ингушетия – страна с древней историей и богатейшей культурой. Особенно интересна архитектура Ингушетии, древние постройки.
Древние ингуши называли себя «гІалгІай», строители или жители башен. И не случайно. С башнями многое связано в истории этого народа. Ингуши были очень хорошими строителями и строили не только для себя, но и для соседних народов, таких как чеченцы, грузины, осетины. Особенности местности: горы, каменистость, дефицит плодородной земли, а так же угроза нашествий обусловили особенности построек. Ингуши строили башни, в которых жили, воевали и хоронили своих предков. Башня значительно экономила место (занимала площадь не более 25 кв.м ), имела несколько этажей. Под строительство башен использовали только не плодородную землю, фундаментом для башни служила скала.
Башни строились в пределах видимости друг друга. Поэтому сигнал об опасности мгновенно передавался на большие расстояния. Один из крупнейших башенных комплексов находится в горной Ингушетии. Многовековый Эгикал, некогда могущественный, а сейчас погруженный в сон. Спят боевые башни, вечным сном спят их строители и защитники на фамильных кладбищах. Последний человек покинул Эгикал в 1944 года по воле отца народов Сталина. С тех пор здесь никто не живет, не так давно комплекс был отреставрирован и теперь имеет статус музея под открытым небом, посещается туристами.
Эгикал поражает воображение, кажется, здесь дышит сама история. Это колыбель Ингушетии, именно отсюда по преданию началось расселение ингушей, здесь находятся самые древние постройки и захоронения, датируемые 12-17 веками.
Ингуши здесь жили веками, здесь же хоронили своих мертвых, на территории Эгикала расположено множество захоронений. Ввиду дефицита земли хоронили не только под землей, но и над землей, есть полуподземные захоронения. Склепы весьма разнообразны. Есть небольшие одноярусные, есть трехъярусные, где может быть захоронено более 200 человек. Склепы сложены из камней, некоторые из них просто огромны. Камни для построек добывали в горах и собирали на равнине. Их складывали один на другой без применения какого либо раствора. Огромные камни обрабатывали ручным способом.
В селении четыре боевые башни, три из них полностью разрушены. Зато четвертая прекрасно сохранилась и была успешно отреставрирована. Строго и печально возвышается она над мертвым селением. На ней остановимся подробнее. Она высокая (высота 27 м), видно ее издалека. Во время реставрации к одной из стен башни была приставлена лестница, позволяющая туристам заглянуть внутрь башни. Эта прекрасно сохранившаяся башня является главной достопримечательностью комплекса, его жемчужиной.
Строительство боевой башни являлось вершиной строительного мастерства древних галгаев. В боевую башню вел один вход, расположенный на втором или третьем этаже, в него попасть можно было только по приставной лестнице, которая легко и быстро убиралась в случае опасности. В среднем такая башня имела пять этажей. В самом низу держали пленников. Башня сужалась кверху с каждым этажом. Это было удобно при осаде, когда противник захватывал этаж, защитники поднимались выше и продолжали оборону, узкий проход затруднял атаку неприятеля. Венчала такую башню пирамидальная крыша.
На территории комплекса находится более ста построек, большинство из них, к сожалению, разрушены или полуразрушены. В основном комплекс состоит из жилых башен с различными хозяйственными постройками, склепами и пяти полубоевых башен. Территория была огорожена оборонительными стенами, остатки которых прекрасно сохранились и сегодня.
Жилые башни называются галлами, каждая из галл раньше принадлежала определенному роду. В ней проживали несколько больших семей, объединенных родственными узами и имеющие общий склеп. Склеп строился рядом с башней. На первом этаже башни держали скот, на втором и третьем жили люди. Быт был прост и неприхотлив, мебели не было, вещи складывали в каменные углубления, в центре галлы находился очаг, вокруг которого грелись и готовили пищу. Очаг почитался как священный.
Полубоевые башни были приспособлены и для жилья и для ведения войны одновременно. В них имелись бойницы для стрельбы и навесные приспособления, с которых на головы противников сбрасывались камни, выливался кипяток.
Что представляет из себя современный Эгикал? Уснул ли он навсегда или в нем есть жизнь?
В 1993 году здесь был похоронен известный писатель Идрис Муртузович Базоркин. В Эгикале была его родовая галла, его похоронили в склепе вместе с предками. В связи с этим каждый год в его день рождения 15 июня проводятся памятные чтения, посвященные его творчеству.
Башенный комплекс в Ингушетии Эгикал на карте
В 2012 году в Эгикале прошел турнир по единоборствам. Мероприятие сопровождалось народными плясками и веселием.
Ингушские семьи традиционно посещают свои родовые галлы, отдают дань памяти и уважения предкам.
Кроме того, на сегодняшний день одна родовая башня обитаема. В ней живет всего одни человек. Но он твердо намерен жить на земле своих предков. Обустроился и даже разбил пасеку.
Возможно, когда то Эгикал наполнится туристами, но сейчас там царят тишина и безмолвие.
Анастасия Берсенева