Один из красивейших и наиболее известных мостов Петербурга — Аничков мост. Его история начинается с момента основания города.
До 1712 года Фонтанка была Безымянным Ериком. Когда началась подготовка к организации фонтанов Летнего сада, ей дали название «Фонтанная река».
В отдельных частях реки ее ширина достигала двухсот метров. Переправа для проезда в город была просто необходима. В 1715 году Петр решил создать мост, который открыли в мае 1716 года. Это была облегченная конструкция из дерева. Опоры имели отделку из досок и покраску с эффектом имитации камня. Бригадой инженеров руководил Михаил Аничков. Жили они справа от реки в одной деревушке, которую сейчас именуют «Аничковой слободой».
Мост стоял на границе с юга города и был оборудован шлагбаумом. Также там располагалась застава. У каждого желающего въехать в пределы города смотрели документы и взимали плату в денежном или натуральном выражении. Второй вариант подразумевал камни. Они использовались для укладки мостовых.
С вечера город закрывался. Допуск в него был открыт только дворянам. Остальным приходилось ждать наступления утра, чтобы попасть внутрь.
В 1718 году переправу укрепили для получения императором важных и тяжелых даров от иранского шаха.
В 1721 году мост снова подвергся перестройке. Судоходство на Фонтанной реке развивалось все активнее. В связи с этим, середина моста стала подниматься. Ее развод осуществляли днем, пропуская парусники, а в ночное время – с целью защиты города от волков.
В условиях постоянно повышенной влажности деревянная переправа быстро разрушалась. Ремонт производился не один раз. В 1749 году архитектор Семен Волков выстроил новый вариант моста из дерева, который почти ничем не отличался от старого.
Имя «Аничков» сохранилось. Хотя сооружение много раз перестраивали, неоднократные попытки его переименования в «Невский мост» не увенчались успехом. Правильно имя моста произносится с ударением на вторую гласную.
Перед приездом Анны Иоановны, заменяющей Петра I на троне, мост преобразился ажурными триумфальными воротами из дерева. Затем арку поменяли, встречая другую правительницу – Елизавету Петровну. Полностью вышедшая из строя переправа была разобрана в 1751 году.
В середине 18 века Петербург начали серьезно застраивать. Специальная Комиссия приняла решение о перестройке мостов в камне. В числе первых в плане перестройки был и Аничков мост. Стройка велась по проекту француза Ж.Р. Перроне. Разводные пролеты по середине поднимались цепями. Их украшали башенки.
Аничков стал каменным. Несколько десятков лет он не менялся. Затем некоторые части, выполненные из дерева, начали ветшать. Кроме того, мост был уже узковат для Невского проспекта. И снова его реконструировали.
Сегодняшний вид мост приобрел в 1841 году. Работы велись по проекту И. Ф. Бутаца, и закончились через 7 месяцев. Мост больше не разводился. Проезжая его часть расширилась. Были выложены 3 кирпичных пролета. Решетка ограждения была украшена изображениями немца Карла Шинкеля. Подобные необычные русалки изображены и на берлинском Дворцовом мосту. Башни убрали, на опоры моста воздвигли пьедесталы. На них изначально хотели поставить большие вазы. Но план изменился, и в 1841 году здесь установили 4 конные скульптуры. Их автором был Петр Карлович Клодт.
Торжественное открытие моста пришлось на 20 ноября 1841 года. Жители были восхищены, газеты прославляли создателей. Но через пару лет было обнаружено искажение сводов. А через 40 лет состояние моста стало аварийным. В 1906—1908 годах он был снова переделан, однако внешний вид был сохранен прежним. Работы велись под руководством архитектора П.В.Щусева.
Видео Аничков мост
В 90-х годах на мосту была заменена чугунная решетка. Последнюю реконструкцию Аничкового моста произвели в 2007—2008 годах.
Аничков мост — одна из множества достопримечательностей Санкт-Петербурга, которая входит в список посещений каждого уважающего себя туриста. Ну а если вы уже знакомы с большинством самых известных достопримечательностей северной столицы, то загляните в Anextour, где сможете найти для себя новое место для путешествий.
Ирина Орхидея